Ваши права. Кто несет ответственность за вещи в ячейках магазинов?
Во многих магазинах сегодня есть камеры хранения, однако сохранность оставленных там вещей якобы «никто не гарантирует»
Во многих магазинах сегодня есть камеры хранения, однако сохранность оставленных там вещей якобы, как пишут в объявлениях, расклеенных рядом, «никто не гарантирует». Можно ли в таком случае не оставлять там сумки и могут ли человека после этого не пустить в магазин?
На вопрос отвечает юрист Олег Рабушенко:
– Действительно, порой сотрудники магазинов требуют от покупателей сдавать ручную кладь и большие сумки в камеру хранения. Однако такое требование основывается исключительно на желании магазина минимизировать возможные потери. Тем более что такие камеры нередко выглядят ненадежными: запираются на хлипкие замки, к ним легко подобрать ключ или взломать.
Настаивая на оставлении сумки в камере хранения, администрация магазина нарушает российское законодательство, в частности ст. 421 ГК РФ, в которой говорится о свободе договора (в данном случае речь идет о требовании заключить договора хранения). По данной статье понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Просьба оставить вещи в ячейке может носить исключительно рекомендательный характер, а значит, покупатель имеет полное право находиться со своими вещами в торговом зале. Если работник магазина категорически настаивает, чтобы вы положили сумку в ячейку (мол, иначе он не пропустит вас в магазин), он нарушает другую статью Гражданского кодекса – ст. 426 ГК РФ «Публичный договор», по которой магазин не имеет права никому отказывать в продаже товаров, если они есть в наличии. В случае подачи жалобы администрация магазина может быть привлечена к ответственности.
Если же покупатель все же оставил свои вещи в камере хранения, ответственность за их сохранность несет администрация магазина, причем независимо от наличия табличек, предупреждающих об отсутствии такой ответственности. С момента, когда гражданин положил что-то в ячейку, считается, что он заключил с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. Согласно ст. 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.
Если такие вещи украдены или испорчены, магазин (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан возместить материальный ущерб. Согласно п. 2 ст. 902 ГК РФ при безвозмездном хранении убытки за утрату и недостачу вещей возмещаются в размере стоимость утраченных или недостающих вещей; за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась стоимость. Поэтому в данном случае важно иметь подтверждающие доказательства, а также своевременно вызвать сотрудников полиции, чтобы зафиксировать пропажу.