Бум на похищение невест: романтика или преступление?

В сводках все чаще появляются новости: жених умыкнул невесту, только увез не на белом коне, а скорее на черной «Приоре»

Фото: Global Look Press

В сводках новостей все чаще появляются события, как будто из прошлого: жених умыкнул невесту. Только увез ее не на белом коне, а скорее на черной «Приоре». «Собеседник» выяснил, почему воровать девушек сегодня снова стало модно и чем чаще заканчиваются подобные истории – хеппи-эндом или тюремной решеткой.

Справка

Похищение невесты, или брак умыканием, – практика кражи невест и насильственной женитьбы, существующая на Кавказе, в Киргизии, Казахстане, Эфиопии и других странах. Официально в большинстве стран мира считается преступлением, а не законным видом брака.

Принцип везде один: жених или его друзья похищают невесту, привозят ее в дом будущего мужа. Там родственники жениха стараются успокоить похищенную девушку и убедить ее дать согласие выйти замуж. Жених все это время не должен касаться невесты. В знак согласия девушка надевает на голову белый платок. Тогда наутро все идут к родителям невесты свататься. В случае отказа девушку возвращают домой. Раньше это считалось пятном на репутации несостоявшейся невесты, но в последнее время нравы смягчились. 

Несбежавшая невеста

20-летняя московская чеченка Заира Сугаипова неожиданно для самой себя стала героиней остросюжетного сериала, за которым следила вся страна. Только это было не кино, а ее реальная жизнь.

Девушка обратилась к правозащитникам с жалобой, что ее насильно хотят выдать замуж в Чечне. Через несколько дней она именно там и оказалась. После поднявшегося шума Заира сделала заявление, что просто поехала на каникулы к бабушке. Ей мало кто поверил. Особенно правозащитники. Еще через несколько дней студентка дала 45-минутное интервью чеченскому ТВ, брать которое у нее приехали директор канала и пресс-секретарь Рамзана Кадырова. Надо ли говорить, что кавказская невеста сказала на камеру, что у нее все хорошо и она всем довольна.

Интернет полон видеороликов, когда девушек силой усаживают в машину. Невесты сопротивляются, подруги визжат и пытаются их отбить. Один из сюжетов стал трагикомедией и набрал аж 300 тысяч просмотров – жених заворачивает невесту в плед прямо на ступеньках торгового центра, хватает и несет к машине, где его поджидают друзья. По дороге он дважды роняет живую ношу. Пользователи всерьез обеспокоились возможными травмами девушки. Полиция провела проверку по данному факту, нашла похищенную невесту и установила, что она цела, невредима и даже вполне счастлива – готовится к свадьбе со своим неуклюжим Ромео. 

– Есть три разновидности похищения невест, – рассказывает историк, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева. – Первая – фиктивная, когда семья невесты, жениха и, конечно, сами молодые на это согласны. Этот способ помогает избежать материальных издержек сватовства – не нужно платить выкуп за невесту, нести траты на пышные и обильные обряды и церемонии. Это брак «по факту», но всегда по обоюдному согласию. Часто к нему прибегают небогатые семьи. Второй вариант – когда жених и невеста между собой договариваются о краже, потому что иначе их брак невозможен. Например, если их родители против. И третий случай – самый плохой из всех: насильственное похищение. Такие случаи часто и попадают в криминальную хронику.

«Закидывают в машины, как овец»

В Ингушетии 23-летний поклонник силой усадил в машину и увез 33-летнюю возлюбленную. Брат девушки подал заявление в полицию. Теперь романтический порыв может стоить криминальному жениху до 15 лет лишения свободы. 

– Северный Кавказ живет в системе правового плюрализма, – говорит директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская. – Там фактически параллельно действуют законы РФ, шариатское право и адаты (народные обычаи). И этот юридический треугольник дает большое поле для маневра. Чаще всего им пользуются мужчины.

Похищение невест – древний обычай, который существовал у многих народов не только на Кавказе. Но в последнее время он вдруг снова вошел в моду. Это признак разворота к традиционализму и ориентализму (увлечению Востоком, его культурой. – Ред.), считают специалисты.

Эксперты ищут экономическую подоплеку: женихи обеднели для ухаживаний и свадебных церемоний. «Просто обнаглели», – клеймят возродившийся обычай феминистки.

Жительницы православной Северной Осетии даже составили петицию против практики кражи невест. «Мы против унизительного для девушек обычая кражи невесты и публикаций этого в сети интернет, – заявили авторы документа, который подписали уже 1300 человек. – Мы считаем это дикостью и неуважением. Наших женщин хватают посреди улицы и закидывают в машины, как овец. Просим, чтобы кражу невест запретили в нашей республике, а за неисполнение ввели уголовное наказание».

Авторы другой инициативы предлагают даже внести поправку в статью УК «Похищение человека», которая рассматривала бы романтическое похищение как отягчающее обстоятельство.

Из-под венца – в кому 

– Я 5 лет прожила на Кавказе и знаю очень много примеров браков по умыканию. Одна такая семья в итоге живет счастливо, растят детей, хорошо ладят. Другой знакомой похищение, можно сказать, сломало жизнь – девушка в итоге, боясь осуждения, вышла замуж за нелюбимого человека, который ее похитил, и ничего хорошего из этого не вышло, – приводит примеры Екатерина Сокирянская. 

Одна из историй дошла до Страсбурга и поразила европейских судей. Украденная невеста Заира Бопхоева после неудачного похищения до сих пор находится в коме. В древнем ритуале что-то пошло не так. Жених выкрал Заиру, а утром вопреки обычаю затянул со сватовством. Девушка вернулась домой одна. Родственники посчитали ее обесчещенной, избили и отправили обратно в дом «мужа». Жених к тому времени срочно уехал «по делам», а свекровь невзлюбила невестку. Через несколько дней несчастная новобрачная впала в кому – родня с обеих сторон валит вину друг на друга. Врачи теперь гадают, что стало причиной комы – возникшая на фоне травм эпилепсия или возможное отравление. Не то невеста, не то жена Заира не приходит в сознание уже 8 лет. 

– Я буду бороться до конца своих дней, – говорит ее мать Хава, единственный человек, который остался с Заирой и в горе, и в радости.

Стрельба без свадьбы

Когда свадьба заканчивается легкой потасовкой – это почти норма. Но три трупа после несостоявшегося сватовства... это хоть по Уголовному кодексу, хоть по законам гор – тяжкий криминал.

В Нальчике в 2013 году братья Богатыревы умыкнули приглянувшуюся одному из них Хати Евлоеву. Девушка на замужество не согласилась, и ее отпустили. Но не отступились. Через какое-то время братья повторили попытку. Потом – опять. Отец девушки – майор полиции Магомед Евлоев – вызвал ухажеров на мужской разговор. Горячий спор закончился стрельбой. Трое убиты – двое переговорщиков со стороны жениха и одна прохожая. Вот такая любовь. Свидетели в итоге пошли не на свадьбу, а в суд. Вступившийся за дочь отец подался в бега.

– Власти Ингушетии и Чечни стараются бороться с практикой кражи невест, так как она часто приводит к насилию, погоням с авариями, конфликтам. Главы республик не раз осуждали псевдоромантические похищения, приняли соответствующие региональные акты, подключили имамов, старейшин. В Чечне ввели штраф 300 тысяч рублей за воровство невест, – говорит Наима Нефляшева.

Но молодежь в республике знает, что на самом деле все решает статус «жениха». Представителю правящих кланов лучше не отказывать – все равно будет «горько».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №28-2019 под заголовком «Кавказские пленницы».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика