Паралимпиец из Челябинска стал фитнес-тренером для онкобольных детей

22-летний Семен в детстве лишился руки, но это не помешало ему выиграть паралимпийские соревнования и стать тренером

Фото: // фото на полосе: личный архив Семена Дунаева

22-летний Семен Дунаев в детстве из-за рака лишился руки, но это не помешало ему выиграть паралимпийские соревнования по плаванию и выучиться на фитнес-тренера. Семен помогает детям и семьям, которые столкнулись с онкологией. 

Ампутация 

Рак поделил жизнь Семена Дунаева из городка Снежинск Челябинской области на две части. В одной он абсолютно здоровый и веселый мальчишка, как и большинство детей; в другой – ребенок, который столкнулся с недетскими переживаниями, болью, страхом, отчаянием. Ампутацией руки. 

– Мне было 10 лет, когда я заболел, – рассказывает Семен. – Я тогда занимался гандболом, и в какой-то момент у меня начались боли в руке, которые не утихали. Мне сделали рентген и обнаружили затемнение, после обследования в областной больнице поставили диагноз саркома, злокачественная опухоль. 

В 12 лет врачи поставили Семена и его родителей перед выбором: или мальчику делают эндопротезирование – удаляют кость в правой руке и вставляют в нее металлический стержень, но это не гарантирует стопроцентного излечения от рака, опухоль может распространиться по телу дальше, или ампутируют ему правую руку, но он будет жить дальше. Семен был несовершеннолетним, и решение за него принимали мама и папа. 

– Они рассказали, что мне должны сделать операцию, – вспоминает он. – В детстве такое особенно тяжело воспринимается: ты не понимаешь до конца, почему и зачем, что с тобой будет, но осознаешь, что впереди что-то страшное и ты ничего с этим поделать не можешь. Состояние шоковое. 

Семен говорит, что он не исключение из правил: физически и эмоционально тяжело всем детям, которые сталкиваются с раком, и тем, кому не пришлось пройти через удаление конечности или органа – тоже. Химио­терапия не щадит никого. 

– Когда мне делали первые блоки химии, я элементарно не мог стоять на ногах, – говорит Семен. – Даже когда лекарство уже не капало в кровь, оно все равно еще оставалось в организме и сил не было. Есть ничего не хотелось, и врачи позволяли то, что вроде бы не показано онкобольному – лишь бы я немного поел. 

На тренировки ходил с родителями 

Два года жизни Семена прошли в больницах. Все это время рядом с ним были родители, его навещали друзья-одноклассники. Он никогда не был в изоляции, у него всегда была поддержка. Но когда настал момент выходить из маленького мира больницы и квартиры в большой, оказалось, что это не так уж и просто. 

Снежинск – городок маленький, инвалидов с ампутациями на улицах увидишь нечасто, а тут мальчишка без руки – Семену удалили и плечевой сустав тоже. На подростка глазели и показывали пальцем. Поначалу привыкнуть к этому было сложно, но он никого не осуждает: 

– Этот интерес ко мне можно понять: человек с одной рукой – это любопытно, нестан­дартно. 

Для адаптации в обществе детей, переживших рак, и были организованы Всемирные детские игры победителей. Они проходят как в Москве, так и в регионах. Принять участие может любой ребенок, перенесший онкологию, и выбрать тот вид соревнований, который ему ближе. Семен выбрал плавание, потому что немного умел плавать. Этого хватило, чтобы выиграть бронзовую м­едаль.

Победа на играх стала драйвером его развития – и физического, и морального. Парень решил, что должен стать паралимпийским чемпионом и взять на Детских играх победителей золото. А для этого нужно было тренироваться, покинуть зону психологического комфорта, прийти в городской бассейн, где он уже не мог скрывать под широкими рукавами свитера отсутствие руки. 

Семен смог, хотя косых взглядов было много. 

– Я считаю, что очень многое зависит от родителей, – рассказывает его тренер по плаванию из Снежинска Ольга Осипова. Она тренирует детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. – Ведь Семен начинал ходить на тренировки вместе с ними, они плавали на соседних дорожках. 

Семен выиграл золотую медаль и даже получил первый взрослый спортивный разряд по плаванию. Он несколько лет подряд ездил на детские игры победителей, пока не понял, что вырос, стал плавать профессионально и не хочет отнимать у других детей радость победы, лишать их мотивации жить и «плыть» после рака дальше. Благодаря играм Дунаев связал свою жизнь со спортом, поступил в Уральский госуниверситет физической культуры и переехал в Челябинск. 

– Я в силу своих особенностей при поступлении не мог сдать некоторые нормативы, их просто заменили другими, и я поступал наравне со всеми, – рассказывает он. 

В этом году, на последнем, четвертом курсе вуза, Семен попробовал устроиться по специальности инструктором в бассейн. Его порекомендовала подруга, но как только руководство узнало, что у Семена нет руки, отменило собеседование. 

– Хотя в бассейне, со слов подруги, работают люди, которые вообще не умеют плавать, – замечает Семен. – Неужели я со своими знаниями и опытом не справился бы? 

Эта история уже в прошлом. Сейчас Семен защищает дипломную работу в университете и устраивается на работу в благотворительное движение  «Искорка Фонд», который помогает онкобольным детям. Когда Дунаев перестал участвовать в Играх победителей, он стал сотрудничать с благотворительной организацией и ездить на соревнования уже в качестве инструктора, помощника детей. Так и втянулся в благотворительность.

– Я сам был одним из таких детей и понимаю, насколько им тяжело, – говорит он. 

В благотворительном фонде много волонтеров, но предложение о трудоустройстве получает, конечно, не каждый. 

– Семен, с одной стороны, сильный, он умеет добиваться поставленной цели, – рассказывает будущий работодатель Дунаева директор «Искорка Фонда» Евгения Майорова. – Я помню, когда он на играх взял слабый старт, на его глазах появились слезы. И на следующий год он выступил отлично. Он хочет быть лучше себя вчерашнего. С другой стороны, он себя не жалеет и к онкобольным детям у него тоже правильное отношение. Когда мы планировали на игры купить каждому ребенку нарукавники и шапочку, он настоял на том, что это обязанность родителей. И те согласились. 

В фонде Семену выделили фронт работы, там запускают новую программу. Он будет помогать онкобольным подросткам. работать с ними в силу возрастных особенностей сложно, и сотрудники фонда давно искали подходящего человека, кто возьмет на себя эти обязанности. Евгения уверена, что у Семена получится. 

– У нас был мальчик, который категорически не соглашался на ампутацию, которая была необходима для спасения его жизни, – рассказывает директор. – Семен зашел в палату и разговаривал с этим подростком четыре часа подряд, представляете? И тот согласился. 

Жизнь самого Семена устроена. Инвалидность мешает ему поднимать тяжелые предметы, но в остальном он сам себя полностью обслуживает в быту. Живет в Челябинске без родителей, сам готовит, убирается, водит машину. Создавать семью пока не собирается. Говорит, недавно расстался с девушкой и еще не встретил своего человека, зато нашел новое спортивное хобби. Это сноубординг. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №23-2019 под заголовком «Игры однорукого победителя».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика