Феминизм по-кавказски: портрет явления
В их борьбе за женские права феминисткам из южных регионов России нередко угрожает реальная расправа
В их борьбе за женские права феминисткам из южных регионов России нередко угрожает реальная расправа.
«Лучше покончу с собой, чем за него замуж»
«Да мы вас убьем», «таких, как вы, надо резать», «твоя участь – скорая смерть» – такие сообщения для девушек, которые ведут в интернете блог «Подслушано. Феминизм. Кавказ», – ежедневная рутина. Самые резкие они просто вывешивают на всеобщее обозрение – так нагляднее. Многие написаны на вайнахском языке, и что там, без перевода можно только догадываться.
От напастей в реальном мире спасает анонимность – и тех, кто администрирует страницу, и тех, кто присылает свои истории. Спектр проблем самый разный.
«Проколола себе одно ухо, а семья обвинила в распущенности». «В какую страну податься, чтобы сбежать от родственников, которые насильно отдают замуж?» «Никогда в жизни самостоятельно не выбирала, что надеть – все решают родственники». «Семья не позволила устроиться на работу маркетологом, сижу на нелюбимой работе в органах, потому что «здесь престижнее». Всего на блог подписаны более 3,5 тысяч девушек. В основном – до 30 лет.
Впервые феминистки в Дагестане объединились в «ячейку» в 2016 году силами 18-летней жительницы Махачкалы Асии Гасановой. Главная идея – чтобы каждая могла высказаться о проблемах, которые ее волнуют. Девушки начали собираться в одном из кафе, но вскоре их оттуда прогнал хозяин заведения.
– Сейчас фем-ячейка переживает не лучшие времена. Никто не хочет переходить от посиделок к активизму, так как это небезопасно. Но я не могу винить кого-то из девушек, – говорит Асия.
Тем не менее в республике остается запрос и на реальные действия.
– Однажды ко мне обратилась однокурсница, скромная девушка, которая на занятия приходила в хиджабе, – рассказывает бывшая участница ДагФема Ольга Точеная (некоторое время назад переехала в Белоруссию). – Родители хотели ее насильно выдать замуж. Она два раза сбегала, но ее находили и возвращали. В результате у нее отобрали документы, телефон, но она все равно решилась бежать. Говорила мне, что лучше покончит с собой, чем выйдет замуж за того, за кого ее выдают. Мы отправили девушку к людям, которые помогли ей уехать из Дагестана.
Уход из дома кажется реальной альтернативой, но не всегда это получается.
– Многие женщины с радостью переехали бы в другой регион, но это не так просто, – говорит кандидат политических наук, сотрудник фонда «Правовая инициатива» Саида Сиражудинова. – Догоняют, находят. Объявляют в розыск и в принудительном порядке возвращают родителям. Сколько таких историй было описано в СМИ! Но тех, которые остались в тени, еще больше.
В конце прошлого года вышло исследование Саиды Сиражудиновой, которое было посвящено так называемым убийствам чести – преступлениям на почве «нарушения моральных устоев». Автор подсчитала, что с 2008 по 2017 год их произошло не менее 39 (пострадали 36 женщин и 3 мужчин). Только 14 дел дошло до суда, одно из которых закончилось оправданием. Через несколько дней после публикации исследования автор пожаловалась на слежку и сообщение, которое поступило с чеченского номера: «Передавай привет семье».
– Приходится мириться с угрозами, если занимаешься темой гендерного равноправия на Кавказе, – вздыхает Саида. – «Убийства чести» – это крайняя степень. В основном нам поступают жалобы на насилие в семье, нарушение прав, избиения, отказ в разводе, ограничение в передвижении и так далее.
Справка
Убийство чести – преступление (чаще всего против девушек), совершаемое за навлечение на семью бесчестия. Обычно под этим подразумеваются действия сексуального характера: супружеская измена, добрачный секс, изнасилование, гомосексуальные отношения и так далее.
Создатель ДагФема Асия Гасанова считает, что действия женщин в Дагестане рассматриваются с разных точек зрения: российских законов, шариата, дагестанских традиций и западной культуры. Правильные действия с одной позиции могут быть совершенно неприемлемыми с другой. Как бы ни поступила женщина, она проигрывает.
Самые строгие законы – это шариат и адаты (кавказские традиции). За их несоблюдение можно поплатиться здоровьем и даже жизнью.
«Женщина должна терпеть»
В каждом из кавказских регионов есть правозащитные организации. Полтора года назад в Махачкале открылся «Теплый дом на горе» – специальный приют, где женщина может скрыться от домашнего насилия. Впрочем, стены «Дома» не всегда оказываются достаточно прочными. В начале мая один из разъяренных мужей ворвался внутрь и забрал у сбежавшей жены детей, чтобы отвезти их жить в аул к своей матери.
– Местные правозащитники работают только с конкретными преступлениями, – говорит Саида. – Дискуссия о гендерном равноправии здесь не ведется. Уполномоченный по правам ребенка Марина Ежова недавно признала, что наши женщины привыкли терпеть, даже когда их кипятком поливают. Нас постоянно обвиняют в том, что мы работаем на гранты, выдаваемые «под горячие темы». Им просто удобно оправдывать свое нежелание заниматься проблемами.
По словам Саиды, долгое время хуже всего дело обстояло в Ингушетии, где вдова не могла повторно выйти замуж, при этом ей приходилось обслуживать всю семью покойного мужа и выполнять вдвое больше работы.
«Мне повезло»
– Само слово «феминизм» воспринимается на Кавказе негативно, но я не считаю, что мы должны от него отказываться, – говорит Саида Сиражудинова, – он как идея положил начало борьбе за права женщин. Я занималась типичной дагестанской журналистикой – описывала в красивом свете какие-то случаи из жизни. Но постепенно все чаще сталкивалась с примерами ущемления прав женщин. Мне повезло, что моя семья всегда меня поддерживала, в том числе и мужская ее часть. Муж на примере собственной семьи сталкивался с этими проблемами – видел, как жила его мать, и очень остро это переживал. Ущербность патриархального общества очень сильно ударила по его семье. У меня есть тыл, только поэтому я могу заниматься этой темой.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №22-2019 под заголовком «Феминизм по-кавказски».