Сибирские пенсионерки борются против "черных дровосеков"

В Иркутской области пенсионерки сами проводят рейды, ловят нелегальных лесорубов и требуют от властей навести порядок

Фото: Им угрожали, на них нападали, но женщины продолжают защищать иркутскую природу

Пенсионеркам Любови Аликиной и Юлии Карельченко надоело смотреть на то, как безбожно уничтожают природу и леса в их родной Иркутской области. Женщины регулярно проводят рейды, ловят нарушителей, подают заявления в полицию и требуют от властей навести порядок. Впрочем, защищать лес от тех, для кого это прибыльный бизнес, оказалось весьма небезопасно...

Роковой юбилей

Борьбу с незаконными вырубками лесов Любовь и Юлия начали в 2015 году. Точкой отсчета стал юбилей Аликиной – в тот день она провела в лесу 7,5 часов.

– 15 февраля мне исполнилось 55 лет. В тот день я решила съездить на дачу, которая находится на берегу реки Кая, – вспоминает Аликина. – Слышу звук пил. Подошла ближе, вижу: стоят пять машин тяжелой техники. 20 вековых сосен, которым было по 250–300 лет, уже лежали спиленные… 

Любовь сразу начала звонить в полицию, попутно угрожая рабочим, что дойдет до президента и они будут наказаны. 

Когда полицейский подъехал на место преступления, выяснилось, что разрешительных документов на вырубку у рабочих нет.

– К нам подошел человек и сказал, кивая в мою сторону: «Эта навозная муха что здесь делает? А ты, капитан, ответишь за то, что по ее чиху приехал. На каком основании вы по телефонному звонку тут приезжаете? Мало ли кто там вам позвонил». Этот мужчина показал полицейскому копии свидетельств о регистрации права собственности на два участка, 44 гектара леса. (Оказывается, еще в 1991 году четыре человека организовали крестьянские фермерские хозяйства.) Рабочий заявил, что это не лес, а частная земля и он здесь проводит противопожарные мероприятия, прокладывает дорогу. Но на самом деле ему понадобился именно этот шикарный лес, на который у него уже и покупатель был, в Китай он его продал за пять миллионов, – рассказывает Любовь.

Глас народа

666 – число лесного зверя

Месяц назад на портале Change.org была опубликована петиция с требованием «Остановить преступную вырубку лесов в Иркутской области». 

– На министра лесного комплекса Сергея Шеверду заведено уголовное дело, его заместитель Алексей Туги находится под арестом. Но даже страх уголовного преследования чиновников не останавливает, – отмечает автор петиции Елена Белоусова. – Официально нам говорят, что за прошлый год в области было вырублено 170 тысяч гектаров леса. Но это неправда. 

На сайте Совета по правам человека при президенте России приводятся данные космического мониторинга, согласно которым только в 2018 году в Иркутской области уничтожено пожарами и вырублено 666 тысяч гектаров леса.

По словам Белоусовой, в последние годы лес начали заготавливать под предлогом санитарных рубок в самых заповедных местах, в том числе в заказниках. Только на деле вырубается здоровый лес, а сухостой остается. Его же не продашь!

На сегодняшний день петицию подписали более 10 тысяч человек. Но едва ли это остановит «черных лесорубов».

Любовь Аликина: «Когда горел лес – даже из МЧС не приехали»

До президента все-таки дошла

Тогда Аликиной с помощью полиции удалось остановить вырубку. Правда, лишь на два дня – пока хозяин не привез оригиналы документов. Деревья снова начали рубить.

Любовь не могла оставить эту проблему и пошла дальше: сначала обратилась к депутатам, которые в итоге вынесли вопрос на обсуждение в Заксобрании, а в день слушаний сама Аликина вышла на одиночный пикет.

Любовь распечатала красивые фотографии реки Кая, чтобы показать, что пока тут красиво, но когда все вырубят...

– Все на тебя смотрят, такое впечатление, что все готовы в тебя плюнуть, кинуть что-то. Слова нехорошие мне говорили. Кто-то подходил, сочувствие проявлял, – вспоминает Любовь.

Вскоре в Иркутск приехал секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов, который решил встретиться с представителями общественности. Среди четырнадцати активных граждан были Любовь Аликина и Юлия Карельченко – там они познакомились очно.

У Юлии сердце болело тоже за лес, который сначала сильно горел около жилого массива, где она живет, а затем здесь начали активно строить дачные дома. Пожар случился еще в 2011 году, а затем на этом участке кто-то получил безвозмездно 15 га земли из госзапаса. Там создали некое ДНТ «Ангара». 

Этот участок расположен в 200-метровой водоохранной зоне на берегу Иркутского водохранилища, которое относится к категории рыбохозяйственных водоемов высшего класса и снабжает водой Иркутск. Но ни ДНТ, ни собственники не проходили ни одной экспертизы, которая теоретически могла бы разрешить хозяйствовать на этой земле. К тому же, как впоследствии установила прокурорская проверка, люди, получавшие землю, не имели права взять ее бесплатно.

Юлия Карельченко долго билась за то, чтобы землю все-таки вернули государству: обращалась в различные инстанции (но получала отписки), ездила в Москву, общалась со следователями, ходила в суды… Но на сегодняшний день ДНТ «Ангара» все еще занимает рекреационную зону около водохранилища. 

Бречалов выслушал женщин, и Любовь стала активистом ОНФ в комиссии по мониторингу экологии и защите леса. 

А спустя еще несколько месяцев Аликину пригласили на итоговый форум ОНФ, где она познакомилась с Путиным.

Любовь за 8 минут рассказала президенту о критической ситуации, которая развернулась вокруг иркутского леса.

– Мне понравилось в нем то – а я общалась и с министрами, и с губернаторами, и с генералами, и со следователями, – что он единственный смотрит во время разговора в глаза, – вспоминает Любовь. – И вот получилось, что те мои обещания в лесу – «Я до президента дойду…» – сбылись спустя полгода.

В итоге проблему с вырубкой деревьев у реки Кая Аликиной удалось решить.

Суд длился больше двух лет, но Любовь все-таки победила: 86 га леса удалось спасти, но 7,9 га дровосеки успели вырубить, а еще 2 га сгорело сразу после решения суда. Случайность?

Юлия Карельченко опасается, что лес у ее дома снова начнут рубить

Бабушки на вызове

В общем, с тех пор Любовь и Юлия поняли: кто еще будет защищать лес, если не они? За эти годы они хорошо изучили окрестности и знают практически каждое дерево: «Здесь защитную зону застроили, а этот участок нам пока удалось спасти...»

В ноябре 2015 года подругам поступило сообщение о том, что полным ходом идет вырубка на Плишкинском тракте: там вырубили более ста гектаров леса. Пенсионерки зафиксировали нарушения, вызвали полицию: против вырубщиков было возбуждено уголовное дело и, что самое удивительное, лесорубов, которые к тому моменту успели сбежать, все равно поймали.

Женщинам удалось добиться реакции правоохранителей и по поводу рубки в Балаганском лесничестве в прошлом году.

Женщины регулярно ездят на машине Юлии инспектировать и особо охраняемые зоны, и те места, откуда поступило тревожное сообщение от жителей: активистки приезжают в лес, на берега рек и водоемов, смотрят: нет ли незаконной вырубки. И кстати, тратят на это собственную пенсию, которая, конечно, небольшая.

– Обычно две тысячи у нас уходит на одну поездку – это чтобы заправить машину. В рейды мы ездим в зависимости от денег, – рассказывает Любовь. 

Активистки приезжают на место во всеоружии: с камерой, фотоаппаратом и телефонами, чтобы все зафиксировать и вызвать полицию.

По беспределу

Впрочем, «черные дровосеки», видимо, уже не сильно удивляются, когда к ним на вырубку приезжают активистки. По словам женщин, бывало, что их встречали и оружие на них наставляли. И как они не боятся?!

Когда им начали угрожать в Пади Мельничной, где должны были быть санитарные вырубки, но лесорубы валили лес не на тех квадратах, активисткам повезло – их сопровождал мужчина.

– Мы с Юлей по лесу вышли на лесорубов, а наш проводник пошел по другой дороге, они его не видели. У одного было оружие, другой держал в руках топор, был еще третий, который стоял за нашими спинами с веревкой, – рассказывает Любовь. – Очень вовремя на нас вышел наш сопровождающий, и они сразу спрятали оружие.

Впрочем, не так давно с Юлией случился не менее страшный инцидент: к ней в дом проник незнакомый мужчина с ножом. Женщина уверена: он хотел ее убить. Спасло активистку только то, что проснулся сын. Но Юля не растерялась, схватила фотоаппарат и успела сфотографировать нападавшего. Сейчас идет судебное разбирательство. По словам Аликиной, оно сильно затянулось и теперь заседание будет 11 июня.

Несмотря на опасность, женщины не собираются бросать свое дело, да и их родственники уже не отговаривают от рейдов.

– На помощь местных властей или даже депутатов Госдумы мы уже не надеемся – они не помогают и не реагируют, – вздыхает Аликина. – Несколько раз меня приглашали в Думу на обсуждения, но слова не давали. Никто не хочет заниматься этим вопросом. Мне бы встретиться с Кириенко – уверена, что он, как когда-то Бречалов и Путин, обратит внимание на экологическую катастрофу и поможет.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №18-2019 под заголовком «Пенсионерки против "черных дровосеков"».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика