Скорбный скорый Алеппо – Россия. Как трофеи, захваченные в Сирии, путешествуют по стране

Поезд-музей «Сирийский перелом» едет по России. Корреспондент «Собеседника» перехватил патриотический состав в Ярославле

Фото: «Русский взгляд» / Global Look Press

Поезд-музей «Сирийский перелом» двигается по графику, пересекая Россию от Владивостока до Мурманска и далее. Корреспондент «Собеседника» перехватил патриотический состав в Ярославле и, хотя уже отслужил свое, поддавшись порыву, записался на контрактную службу прямо на перроне.

 

За две недели до прибытия поезда в Ярославль адвокат Ирина Бирюкова обратилась к прокурору области Дмитрию Попову с просьбой оградить несовершеннолетних детей от посещения выставки «Сирийский перелом». Но ее обращение осталось без результата.

Прибытие поезда

– Внимание, на первый путь прибывает воинский эшелон передвижной военно-патриотической акции «Сирийский перелом»!

Объявление из репродуктора, который обычно сообщает изменения в расписании электричек, звучит необычно, но никто не удивляется. Уже два часа рядом с Московским вокзалом Ярославля идут приготовления: разбит военный шатер, установлены рамки металлоискателей, участники оркестра продувают духовые инструменты. Многие здесь перемещаются строем – вместе с отрядами солдат, полицейских, омоновцев и членов Юнармии в две колонны выровняли даже группу школьников.

Общее предвкушение не разделяют только бабушки в здании вокзала. О том, что из-за акции их электричка опаздывает на час, они узнали в последний момент. Объявление об этом тонет в звуках военных песен времен Великой Отечественной войны. Композиция Марии Захаровой «Верните память», написанная специально в честь операции в Сирии, в репертуар не попала.

Прибытие поезда-музея – подарок для видеооператоров. Девушки в кокошниках хлебом-солью встречают платформу с подбитыми танками, самодельными пушками, машинами, расписанными по борту арабской вязью. Каравай, как выяснилось, приготовили для высоких военных чинов, сопровождающих выставку.

– Не отломили, а взяли с подноса целиком. Понятно, они голодные – издалека едут, – обсуждали потом встречу матрены.

Путь «Сирийского перелома» и правда насчитывает тысячи километров. 

– Мы едем не от самого Владивостока. Сменились в Екатеринбурге. За день проезжаем примерно два города, – рассказывает экскурсовод из зала-вагона, где представлена запрещенная агитлитература на арабском.

– Вот копия военных документов боевика, а вот так выглядит его медсправка, – показывает она посетителям – папе с ребенком лет семи.

– Смотри, вот этого террориста поймали, а сейчас, наверное, его уже нет – расстреляли. Хотя, может, и взяли в плен, – добавляет он, посмотрев на ребенка.

Игрушки для взрослых

В 9 часов понедельника технику пришли смотреть те, кому не надо на работу – в основном женщины, дети всех возрастов и пенсионеры.

10-миллиметровая броня, порванная, как консервная банка, пикап с ракетной установкой от самолета, джипы с дырками от пуль в лобовом стекле – все это у самых маленьких посетителей особого восторга не вызывает. К счастью, о том, что произошло с экипажами, им объясняют на сухом языке устава: «Противник был нейтрализован».

А вот журналистам на наивные вопросы экскурсоводы отвечали строго:

– Как объясняем операцию в Сирии? Военные защищают свою жизнь и жизнь своих семей от террористов. Так, вы журналист? От какого издания? Представьтесь.

У каждого образца военной техники – свой экскурсовод. Люди, одетые по полной боевой форме, подробно рассказывают о том, как работает агрегат для прокладки тоннелей, сколько «лошадей» в двигателе машины разминирования и как к противнику попал российский танк Т-55:

– В 1978 году он поставлялся в Сирийскую Республику. В 2014 году был захвачен террористами. В 2016 году танк был отбит под Алеппо.

Из экспозиции видно: против наших в Сирии воюют не только грубым железом, но и хитростью.

Бомбой может оказаться что угодно // фото: Дмитрий Соколов

Вот фугасный снаряд, замаскированный под камень, а вот взрывное устройство, спрятанное в банку пива.

– Ишь ты, знают наши слабые места, – комментирует посетитель.

Фото: Дмитрий Соколов

Рядом представлена заминированная коробочка с греческим сыром.

Экскурсоводы часто говорят о захвате трофеев у ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в РФ), но отвоеванных штандартов с символикой непосредственно этой группировки не видно. Зато можно найти флаг «Джебхат ан-Нусра» (также запрещена в России).

Из авиапушки и пикапа собрали тачанку // фото: Дмитрий Соколов

Есть контракт!

Для тех, кому остро захотелось служить, здесь – все условия. Оформиться в вооруженные силы, заполнив анкеты и пройдя ряд тестов, можно прямо на перроне. В шатре оказался пункт отбора на службу по контракту – такая услуга сопровождает поезд-музей по всем городам России. Агитационные ролики, которые крутят рядом на специальных экранах, рассчитаны на самого широкого зрителя: «Виолетта пока только начинает осваивать броневик, на гражданке о такой работе и не подозревают...»

У входа – очередь молодых людей студенческого возраста. В их компанию пытается втиснуться франкоязычная журналистка.

– Почему вы здесь? – задает вопрос на ломаном русском.

– Пришли под дулом пистолета, – смеются ребята. – Вообще, обещали плюсик на экзамене.

Журналистка и второй ответ принимает за шутку.

За три часа, что поезд провел на станции, на работу в войска оформились два человека. Остальные просто оставили заявки и навели справки. Так сделал и я.

– ФИО, дата рождения, телефон. Служил?

Служил. В Карелии.

– Хорошее место. Можно туда попробовать устроиться. Поскольку это Север, есть надбавки к зарплате. На Новой Земле у сержантов зарплаты под 90 тысяч. К тому же там – год за полтора. Выслуга лет идет быстрее, и на пенсию раньше. Но если семейный и категория здоровья высшая – А1, – то можно в ВМФ. Хороший вариант – Новороссийск, Краснодарский край. Там шикарно. Бригада подводных лодок. Живут в общежитии, для семейных есть условия. Походы недолгие.

А может, сразу в Крым?

– Теоретически возможно, но нужно самому устанавливать отношения. Политический округ, там все непросто. Много местных, кто хочет там служить.

Служить по контракту можно поехать и в ту же Сирию. На начало 2019 года служба в основном связана с пребыванием в районе дислокации российских военных объектов, в удалении от линии фронта. Хотя, как говорят, в отдельных случаях – при поисково-спасательных и гуманитарных миссиях – можно оказаться на передовой.

И вот тут уже, как говорится, переломами не отделаешься.

В Москве прибытие поезда-музея ожидается в воскресенье, 28 апреля.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №15-2019 под заголовком «Скорбный скорый Алеппо — Россия».

Теги: #Сирия

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика