Незабвенная девушка Нина

Останки 17-летней Нины Калиниченко, погибшей в Великой Отечественной, спасая солдата, перезахоронили совсем недавно

Фото: Нина Калиниченко // фото: архив Эльвиры Берсеневой

9 мая по городам России пройдет ставшая уже традиционной акция «Бессмертный полк» – с портретами тех, кто приближал Победу на фронте и в тылу, пройдут сотни тысяч их родных и близких. 

Мы расскажем о юной героине, останки которой совсем недавно перезахоронили в селе Новоивановка Ростовской области. 17-летняя Нина Калиниченко погибла, спасая во время обстрела солдата. Прошло уже 77 лет, но односельчане до сих пор помнят ее подвиг. 

Умерла на глазах у матери 

В Новоивановке любой школьник знает, кто такая Нина Калиниченко и что она сделала. Девушка, погибшая в 17 лет во время наступления немцев в 42-м, – местная героиня, а история ее тихого подвига передается из поколения в поколение, правда, уже в разных вариациях. 

В июне 1942 года немцы, прорываясь в направлении Сталинграда, наступали на Зерноградский район Ростовской области. Бои шли ожесточенные, кровавые. В начале июня фашисты подошли к Новоивановке. Сейчас в селе живут пятьсот человек, а тогда оно было довольно крупным. 

– Нина и ее мама подбирали наших раненых солдат и оказывали им первую помощь, – рассказывает Эльвира Берсенева, руководитель зерноградского отряда поискового движения «Миус Фронт». – Когда начался минометный обстрел, люди выбегали из домов и прятались. Нина хотела вынести на себе солдата, который сам ходить не мог. Минометный осколок попал ей в спину. 

Это произошло на глазах у ее матери Альбины Калиниченко. Она бросилась на помощь дочери, но немцы запретили подходить к девушке. Сколько она прожила – несколько минут или несколько часов, долго ли мучилась, – неизвестно. Ночью мать вместе с соседкой быстро, чтобы фашисты не видели, похоронили ее в саду. Тело завернули в кусок ткани и положили сверху доски. По-другому в те страшные дни и не получилось бы. Июнь выдался жарким, трупы начинали разлагаться быстро, а выбить из района немецких оккупантов советским войскам удалось только спустя полгода – в январе 43-го. 

Тот самый двор, где похоронили девушку // фото: архив Эльвиры Берсеневой

«Я давно чувствовала, что должна это сделать»

Перезахоронить Нину на кладбище рядом с родственниками попросила поисковиков ее племянница Светлана Сычина. 

– Я давно чувствовала, что должна это сделать, – рассказывает она. – Чтобы о Нине память осталась: ведь не станет нас, родственников и сельских старожилов, о ней забудут. А так мои дети и внуки будут приезжать к ней на могилу. Уже сейчас некоторые говорят, что Нину расстреляли, а в нее попал осколок. 

О подвиге девушки Светлане рассказывала ее бабушка – родная мать Нины Альбина Ивановна Калиниченко. И про солдата, который не мог двигаться и которого спасала ценой собственной жизни Нина, – это правда. По словам Светланы, из мирного населения в селе в те дни, кроме ее родственницы, никто не погиб. 

– Она ведь, как и все тогда, была комсомолка, патриотка, воспитана так и по-другому не могла, – объясняет Светлана. 

Могилу героини поисковики нашли без проблем // фото: архив Эльвиры Берсеневой

Что стало с тем самым раненым солдатом, никто не знает. У поисковиков есть предположение, что немцы, ворвавшись в Новоивановку, скорее всего его расстреляли. Для Альбины Калиниченко смерть дочери стала ударом. 

– У бабушки было девять детей, – рассказывает Светлана. – Но выжили только двое – Нина и мой папа, которому в 42-м было всего пять лет и он ничего не помнит. 

О самой Нине бабушка Светланы рассказывала мало. Известно только, что девушка окончила школу и работала в колхозе – в войну было не до учебы. Альбина Калиниченко иногда вспоминала жизнь в немецкой оккупации. 

– Жили, конечно, очень тяжело, – пересказывает слова бабушки Светлана. – Местные ютились в сараях, немцы выгнали их из хат, есть было нечего. Но люди держались дружно. Бабушка вспоминала, как соседка баба Шура украла конфетку у немца, чтобы угостить моего отца. 

Муж Альбины Калиниченко и дедушка Светланы Серафим о войне не говорил вообще. Он почти всю войну прошел пехотинцем и вернулся домой с четырьмя наградами. На могиле Нины ее родители посадили цветы, а крест или надгробие ставить не стали. В семье все всегда и так знали, что на этом месте находится захоронение. 

Cо временем Новоивановка стала пустеть. Светлана, ее брат и  сестра разъехались, родительский дом обветшал. Сейчас на той улице никто не живет, земля у дома перепахана. Но могилу Нины поисковики нашли без проблем, Светлана им точно показала место. 

– Нашли большой осколок, который попал ей в спину, и целую горсть мелких, – рассказывает Эльвира Берсенева. 

Останки Нины перезахоронили 30 марта по христианским традициям рядом с отцом, матерью и братом. 

Могилы во дворах 

Единственная фотография Нины висит в школьном музее. Светловолосая девочка с серьезным взглядом смотрит прямо в камеру. Фото было сделано незадолго до войны, скорее всего в Новоивановку приезжал фотограф из города, семья воспользовалась возможностью и сделала снимок на память.

– Конечно, то, что сделала Нина – это подвиг и необычное событие, – рассказывает заведующая школьным музеем Татьяна Корцова. – Но были и другие, кто совершал геройские поступки. Председатель колхоза сжег поля, чтобы немцы не могли собрать зерно, и был расстрелян. В соседнем селе жители, спасая раненых солдат, которых не успели вывезти, установили табличку «Холера», и немцы прошли мимо.

Могилы, как у семьи Калиниченко, были во многих дворах. Хоронили, правда, в основном солдат. 

– Одна бабушка выхаживала двоих раненых, они умерли, она похоронила их под крыльцом и памятник поставила, – рассказывает Эльвира Берсенева. – Жена одного погибшего много лет 9 мая приезжала к нему на могилу. Местные власти могли бы поинтересоваться и перезахоронить. 

Но тогда отношение к могилам в огородах было совсем другое. Еще были живы те, кто видел войну, она была чем-то, что случилось недавно, что рядом. Сейчас внуки и правнуки продают старые дома, и поднимается вопрос о военных захоронениях: покупатели не хотят брать дом и в придачу домашнее кладбище. 

– Работы в районе в этом плане предстоит еще много, – отмечает поисковик. – Всегда есть надежда, что сможем установить личность. В могилах часто лежат медальоны или подписанные личные вещи солдат. 

Племянница Нины Калиниченко перезахоронила останки, конечно, не корысти ради –  разрушенный дом уже никто не купит, – а потому, что сердце было неспокойно. 

– Наша бабушка Альбина Ивановна умерла в 96 лет. Ее дочери Нине, если бы она тогда не бросилась в дом, сейчас было бы 94 года, и она, может быть, еще была бы жива. Сколько судеб переломала война... – говорит Светлана и тихо плачет в трубку. 

Как найти родственника, погибшего в ВОВ

Для начала стоит поискать информацию на специализированных ресурсах. Для этого необходимо знать ФИО родственника и год его рождения. Сведения о военкомате, которым он призывался, место жительства до войны, военное звание тоже не будут лишними. Самые популярные ресурсы, где собрано много информации: podvignaroda.ru,  pamyat-naroda.ru, obd-memorial.ru. 

Там можно найти информацию о пути военного, его наградах, месте захоронения. Но сведения есть не обо всех участниках ВОВ. Поэтому, если вы ничего не нашли, нужно обращаться с запросом в Центральный архив Министерства обороны в Подольске. Лучше заказным письмом, в котором надо объяснить, чего вы хотите, и представить все имеющиеся сведения о родственнике. Кроме того, в каждом регионе есть поисковики, которые помогают найти погибших на войне родственников. Они не только занимаются раскопками и перезахоронением, но и ведут большую работу в архивах. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №15-2019 под заголовком «Незабвенная девушка Нина».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика