Преподаватель СПбГУ потерял работу из-за "неправильной" экспертизы об экстремизме

Эксперт Александр Панченко лишился работы после того, как не поддержал обвинение в деле по обвинению в экстремизме

Фото: Александр Панченко

Дела об экстремизме всегда подкрепляются многостраничными экспертизами. Разные специалисты подписывают документы об опасности репостов и мемов, на которых потом основываются обвинительные приговоры. Преподаватель Санкт-Петербургского университета Александр Панченко своей экспертной оценкой не поддержал обвинительный уклон одного из дел и лишился работы.

Смольный на проводе

Факультет свободных искусств и наук в питерском университете называют «Смольным» и первым в России проектом либерального образования. Одни названия его подразделений чего стоят: Центр изучения гражданского общества и прав человека, Центр либерального образования, Центр письма и критического мышления. Создавался факультет еще в 1996 году совместно с Бард-колледжем (США) на фоне вольницы 90-х. Сегодня факультет возглавляет Алексей Кудрин.

8 лет назад «либеральный» факультет пригласил преподавать фольклориста и антрополога Александра Панченко, который уже работал в Пушкинском Доме. Фамилия Панченко хорошо известна среди питерских филологов. Его дед был первым аспирантом Пушкинского Дома еще в 30-е годы прошлого века, а отец стал академиком РАН, автором историко-литературных фильмов и телепередач и даже лауреатом Государственной премии. 

– За все время работы у меня никогда не возникало проблем ни в коллективе, ни со студентами. Чувствовал себя там довольно органично, – рассказал сам Александр Панченко «Собеседнику».

«Старался быть объективным и честным»

Панченко – либерал не только по месту работы, но и по убеждениям. Ходит на митинги, подписывает петиции. Вместе со многими сознательными питерцами боролся за музей в Исаакиевском соборе, ставил подписи против моста Кадырова в Северной столице и за освобождение украинского кинорежиссера Олега Сенцова. Руководство Санкт-Петербургского государственного университета, который закончили и президент Путин, и премьер Медведев, и еще немало чиновников и силовиков, к внеучебной деятельности и политическим взглядам одного из сотен преподавателей огромного вуза относилось лояльно.

Но на новый 2019 год с преподавателем контракт не продлили. Сам педагог связывает это с экспертизой, которую он дал по делу пятидесятников в Санкт-Петербурге. Ученый не увидел в представленных материалах экстремизма, который так настойчиво ищут следователи.

– Официальное заключение давал Центр экспертиз. А ко мне обратился адвокат обвиняемых за независимым мнением. И я его дал. Старался быть объективным и честным, – объяснил нам преподаватель.

Панченко говорит, что, пока приговор не объявлен, он не имеет права обсуждать детали, но, как известно «Собеседнику», речь идет о трудах американского проповедника и одного из идеологов пятидесятничества 1960-х годов Уильяма Брэнема. 

Миссия невыполнима

В личности миссионера Уильяма Брэнема еще до конца не разобрались даже специалисты, биографы и религиоведы. Кто-то поклоняется ему, кто-то считает лжепророком и прохиндеем. Сам Брэнем (давно уже покойный!) утверждал, что еще в детстве во время болезни видел Бога, который показал ему ад. А во взрослом возрасте якобы мог исцелять людей и вообще провозгласил себя пророком Илией.

«Прокуратура требовала признать экстремистскими тексты книг и проповедей американского проповедника, умершего еще в середине 1960-х годов. Дело, как водится, было инициировано Центром по противодействию экстремизму МВД. По текстам уже была написана экспертиза, сделанная в Центре экспертиз СПбГУ, и там утверждалось, что экстремизм у проповедника присутствует. Не вдаваясь сейчас в детали, скажу, что это экспертное заключение содержало грубейшие ошибки и, без сомнения, было предвзятым и тенденциозным. Можно предположить, хотя я и не в состоянии этого доказать, что эксперт просто следовал указаниям «эшников», – огласил свою позицию на странице в фейсбуке Александр Панченко. – Поскольку я – один из немногих, специально занимавшихся исследованием пятидесятничества, и не так давно руководил крупным международным проектом, посвященным пятидесятникам в современной России, то согласился участвовать в экспертной работе и совместно со специалистом по лингвистике написал «ответное» заключение, которое существенно поколебало позиции обвинения».

Справка

Пятидесятники – евангельские христиане, последователи самого многочисленного из всех направлений протестантизма. Пятидесятники призывают последователей к праведной жизни на основании Священного Писания – к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, злословия, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию. Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие ни при каких условиях, придерживаются доктрины «непротивления злу». В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру.

Последствия не заставили себя долго ждать.

– Ректорат вычеркнул меня из списка преподавателей без объяснения причин, – констатирует Панченко. – Поскольку никаких проблем в университете у меня не было, не вызывает сомнений, что реальной причиной происходящего было именно мое экспертное заключение. Об этом мне говорили и некоторые коллеги, обладающие своими источниками информации в руководстве университета.

«Жалко студентов»

Университет отрицает политическую подоплеку увольнения.

«Информация о том, что Санкт-Петербургский государственный университет уволил Александра Александровича Панченко в связи с его экспертной деятельностью, не соответствует действительности, – ответили в СПбГУ. – Он работал в университете на четверть ставки по совместительству и прекратил трудовые отношения с организацией в июне 2018 года – по истечении срока трудового договора. На тот момент соглашение не продлевалось в связи с отсутствием академической нагрузки».

Сам Панченко настаивает, что осенью этого года у него была учебная нагрузка, а в его услугах перестали нуждаться сразу после «неправильной» экспертизы. Преподаватель решил все-таки не бороться за свое восстановление.

– Понятно, что это возмутительная и позорная для университета история. Я, однако, в данном случае не очень склонен отстаивать свои права: во-первых, я не совсем понимаю, есть ли у меня для этого какие-то юридические основания; во-вторых, мне не очень ясно, стоит ли работать в учебном заведении, где могут происходить подобные вещи. Жалко только студентов, но что уж тут сделаешь, – прокомментировал Александр Панченко. Уже не преподаватель СПбГУ.

цифры

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №49-2018 под заголовком «Не тот эксперт».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика