18.10.2018

Верховный суд обобщил претензии Страсбургского суда к России

ВС обратил внимание на международную судебную практику: передана позиция ЕСПЧ и Комитета ООН по правам человека

Фото: // фото: Замир Усманов / Global Look Press

Верховный суд обратил внимание на международную судебную практику. Обобщена практика и передана позиция Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Комитета ООН по правам человека. Это важно, так как согласно Конституции в России установлен приоритет международного права над национальным, хотя со своими нюансами.

Прежде чем передать основные новеллы, остановимся на следующем. Как подсчитали правозащитники, с 1998 года, когда Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ, взыскано почти 2 млрд евро компенсаций, в подавляющем большинстве случаев — за пытки, нарушения прав на справедливый суд, свободу и личную неприкосновенность. При этом надо понимать, что взыскания в размере более 15 тысяч евро довольно редки, как правило речь идет о 2–5 тысячах. Это позволяет говорить о том, что за 20 лет в Европейский суд обратились сотни тысяч россиян. А сколько не обратились?

Тем удивительней стал документ, принятый в конце прошлого года. По нему Конституционный суд получил право принимать решение о возможности или невозможности исполнять то или иное решение межгосударственных судов. В этом году уже и вовсе заговорили о прекращении действия Европейской конвенции по правам человека на территории страны и отказе от юрисдикции ЕСПЧ, а также прекращении членства в Совете Европы. Это — давняя обида за то, что Россию лишили права голоса в Парламентской асамблеи СЕ после событий 2014 года.

А по мне, ЕСПЧ — последняя надежда на правосудие, хоть пусть и за пределами страны. Это же в интересах России — чтобы ее судебная и правоохранительная системы находилась под дополнительным надзором.

К счастью, пока на это обратили внимание в Верховном суде. Как сообщает «Право.ру», в Обзоре затрагиваются многие вопросы. В частности, затягивание исполнения решений: ЕСПЧ считает, что власти не приложили всех необходимых усилий для своевременного исполнения судебных решений, вынесенных в пользу заявителей. Соответственно, нарушаются права на справедливое судебное разбирательство и на эффективное средство правовой защиты.

Кроме того, высказана позиция по условиям содержания заключенных в пенитенциарной системе, нарушению основных прав человека, в том числе на жизнь и свободу, о недопустимости пыток.

Обращено внимание и на то, что нельзя выселять на улицу. Вроде бы по нынешнему законодательству это выглядит почти фантастикой (см. материал «Кого и куда могут выселить по суду из единственного жилья»), но и много лиц без определенного места жительства тоже трудно не заметить. Тем не менее суд указал, что выселение не должно приводить к бездомности затрагиваемых лиц. Государство должно если не гарантировать, то продемонстрировать, что попытка такая была. Признаемся, это довольно лукаво...

Обращено внимание и на прослушку: в качестве примера приведено дело Зубкова и других против России. Там в ходе судебного разбирательства подсудимые узнали, что были объектами видео- и аудиоконтроля. Только с этими записями им не дали ознакомиться, так как их засекретили. Такой вот казус, но возможности защищаться обвиняемы были лишены. ЕСПЧ строго указал на то, что суды должны сопоставить интересы заявителей с общественными интересами, а также на то, что право на частную жизнь было несомненно нарушено.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика