Ответ администрации Нижнего Новгорода

Администрация Нижнего Новгорода прислала в редакцию документы и официальный комментарий

В № 30 еженедельника «Собеседник» был опубликован материал под заголовком «Сам себе не подаришь...» (эта же информация 10 августа 2018 г. была размещена на сайте Sobesednik.ru под заголовком «Чиновникам мало подарков за 3 тысячи, они хотят за 40»).

Администрация Нижнего Новгорода прислала в редакцию документы и официальный комментарий, где уверяет: «Собеседник» ошибочно понял законодательную инициативу городских властей.

Они объясняют ситуцацию следующим образом. Все подарки дороже 3 тыс. руб. передаются в городскую или муниципальную собственность. Этот порядок остается неизменным, поскольку так гласит федеральный закон. Но есть федеральный подзаконный акт Минэкономразвития, где говорится, с какого момента подарок учитывается в реестре, а с какого — он может числиться на бухгалтерском учете. Вот городская дума и определила, что все подарки, которые стоят дороже 40 тыс. руб., будут учитываться в реестре. А все подарки, которые стоят больше 3 тыс., но дешевле 40 тысяч, будут находиться на бухгалтерском учете.

Городские власти назвали принятый в городе закон «технической правкой, которая привела документы в соответствие», и потребовали от газеты опровержения и извинений, так как (цитируем письмо пресс-службы администрации Нижнего Новгорода) «причиной ошибки стало неправильное понимание внесенных изменений, которые касались порядка учета муниципального имущества, полученного в виде подарка».

Возможно, городские власти слишком буквально поняли нашу статью, прежде всего увидев там сообщение о том, что они дали себе право получать более дорогие подарки, подняв планку для включения предметов в реестр. Мы же главным образом имели в виду потенциальную коррупционноемкость новации, поскольку при новом порядке учета возникает определенный разрыв между строго и прозрачно учитываемым имуществом и тем, которое учитывается вовсе не так прозрачно для общества.

Разъяснения администрации Нижнего Новгорода и просьбу об опровержении мы попросили прокомментировать депутата Госдумы, члена комитета по контролю и регламенту Олега Нилова («Справедливая Россия»):

— Мы этот документ на комитете не рассматривали. В данном вопросе в любом случае важен дух закона: все, что свыше трех тысяч, не может оставаться в собственности человека, который получил подарок, — сказал Олег Анатольевич. — Впрочем, я не самый крупный специалист в области учета ценностей. Без специальной консультации юриста тут трудно разобраться.

Нилов посоветовал обратиться к юристу Станиславу Синогину, который изучил все присланные из Нижнего Новгорода в редакцию документы и сделал следующее заключение, подтвердив наши предположения о потенциальной коррупционноемкости новации нижегородцев:

— В силу того, что распоряжением администрации города Нижнего Новгорода № 678-р от 01.08.2018 изменение вносится не в п. 5, — сделал заключение Синогин, — а в п. 15 Положения о порядке сообщения муниципальными служащими о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачислении средств, вырученных от его реализации, пока рано говорить о том, что власть Нижнего Новгорода прямо нарушила императивные требования федерального законодательства, а именно пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», запрещающего получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. 

Однако вводимые изменения повлекут существенное изменение процедуры учета, открывающее обширную почву для злоупотреблений. Так, фактически, изменение в п. 15 Положения означает, что имевшая место ранее необходимость включения в реестр муниципального имущества города Нижнего Новгорода «подарка» стоимостью от 3000 до 40000 рублей отпадает — теперь для такого рода вознаграждений предусматривается только лишь их принятие к бухгалтерскому учету. Если обратиться к приложению Приказа Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», раскрывающему порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, обнаруживается причина такого рода изменений. Так, сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров, более того, в отношении объектов казны муниципальных образований (коими, как следует из содержания статей 214, 215 ГК РФ, являются и оприходованные вознаграждения) сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменений сведений об объектах учета. Стоит учитывать, что копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра. Вся эта процедура некоторым образом усложняет жизнь недобросовестного чиновника. При бухучете такой открытости нет.

На замечания мэра, что имела место лишь техническая правка и приведение документов в соответствие, можно отметить, что есть Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. N 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» с вполне КОНКРЕТНОЙ регламентацией пункта 11: «Уполномоченное структурное подразделение (уполномоченные орган или организация) обеспечивает включение в установленном порядке принятого к бухгалтерскому учету подарка, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования)». Конечно, в соответствии с положениями Конституции вопросы управления муниципальной собственностью не входят в перечень исключительных предметов ведения РФ. Однако демонстрация данного положения Постановления Правительства важна для понимания того, что практика исключения подарков стоимостью от 3000 до 40000 рублей из объектов, подлежащих обязательному включению в реестр муниципального имущества, не носит в Российской Федерации массового характера.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика