Деньги решают не всё. Почему вузы РФ не на вершинах мировых рейтингов?

Депутат Госдумы Олег Смолин прокомментировал для Sobesednik.ru попадание МГУ и МФТИ в топ-100 лучших вузов мира

Фото: Global Look Press

Депутат Госдумы Олег Смолин прокомментировал для Sobesednik.ru попадание МГУ и МФТИ в топ-100 лучших вузов мира. 

МГУ занял 33 строчку в глобальном британском рейтинге университетов World Reputation Rankings, а МФТИ впервые попал в его первую сотню. В то же время 11 университетов России попали в первую сотню рейтинга – так же британского – вузов развивающихся стран (Emerging Economies University Rankings). Удача ли это нашего образования, Sobesednik.ru спросил первого зампреда комитета по образованию и науке Госдумы, академика РАО Олега Смолина:

– Я бы не стал ни восторгаться улучшению позиций в рейтинге, ни печалиться, когда они ухудшаются (МГУ в прошлом году был на 30 месте). Все это весьма относительно. Если рейтинг составляют американцы или британцы, на передовых позициях будет больше университетов этих стран. Если речь идет, скажем, о шанхайском рейтинге, там уже появится много китайских вузов. А когда рейтинги составляют российские агентства, наши места там оказываются выше, чем зарубежные. Поэтому реагировать на все это надо спокойно.

Рейтинг – штука тем не менее полезная, поскольку он привлекает иностранных студентов. И тем не менее выскажу личную точку зрения: программа «5 топ 100» (т.е. цель – 5 наших вузов должны войти в первую сотню мирового рейтинга) – не самый важный показатель, на который следует ориентироваться российским вузам.

Я далек от идеализации нашего высшего образования, но точно знаю: качество знаний, которые дают наши вузы лучше, чем наши места в рейтингах. Совсем неплохо то, что МФТИ впервые вошел в первую сотню. Но мы все прекрасно знаем, что на самом деле выпускники МФТИ работают в самых продвинутых компаниях и научных учреждениях, а также вузах за рубежом.

Олег Смолин // Global Look Press

Почему же тогда места в рейтингах у нас ниже? Просто они составлены под западную модель образования. И одну из ключевых ролей в определении рейтинга вуза играет наука. В России традиционно она сконцентрирована не в вузах, а в академических институтах. Поэтому изначально условия для рейтингования у нас разные. Кроме того, разные и финансовые условия: бюджет Гарварда в долларах сравним с федеральным бюджетом высшего образования России в целом. И стремление соревноваться с Гарвардом слегка напоминает стремление Эллочки-людоедки соревноваться с миллиардершей.

Качество нашего высшего образования лучше, чем наши места в рейтингах. Но по сравнению с советскими временами оно упало. Иначе и быть не могло. И причин тут много. В том числе и такая: советская профессура – это была стопроцентная элита. Сейчас профессора, увы, не могут похвастаться таким статусом. Я знаю профессоров, которые остаются без работы. Я знаю, как исполняются «майские указы» (2012) президента в некоторых московских вузах.

Это делается следующим образом. Скажем, профессор работал на полную ставку, его переводят на четверть ставки и, исходя из этой четверти, рассчитывают исполнение указа. На остальные три четверти с профессором заключают дополнительное соглашение по ценам, которые в несколько раз ниже, чем предусмотрено указом Путина.

Поэтому когда Общероссийский народный фронт говорит, что в 75 из 85 регионов России «майские указы» президента в части оплаты педагогического труда не исполняются, я этому абсолютно верю. Я понимаю, что деньги решают не все. Но они во многом определяют то, какие кадры у нас будут работать в вузах, – заключил Олег Смолин.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика