16.03.2018

Будет ли новый механизм судебного примирения независимым?

Почему правительство раскритиковало идею о введении нового института судебного примирения, разбирался Sobesednik.ru

Фото: Global Look Press

Почему правительство раскритиковало идею о введении нового института судебного примирения, разбирался Sobesednik.ru.

Правительство неожиданно раскритиковало идею Верховного суда. В январе этого года главный суд принял на своем пленуме законопроект, согласно которому в России вскоре могут появиться новые участники процесса — судебные примирители. Планируется, что в качестве судебных примирителей будут привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, в том числе судей в отставке. Список судебных примирителей должен утверждать Верховный суд на основе предложений региональных судов.

Также предложено разрешить суду на любой стадии процесса начать примирительные процедуры. Сейчас суды зачастую, мягко говоря, неспешны, а эти нововведения также позволят приостанавливать на любой стадии судебный процесс.

Чем это вызвано? Ведь альтернативная примирительная процедура — медиация — существует еще с 2011 года. Но из-за разрозненности в законах эти предложения не находят отклика у спорящих сторон. Как сообщает РАПСИ, за период с 2011 по 2017 год примирительные процедуры с участием медиаторов использовались крайне редко: при рассмотрении всего лишь около 0,008% дел судами общей юрисдикции и около 0,002% дел арбитражными судами.

Вместе с тем перед глазами заманчивый опыт развитых стран. Там из-за широкого применения медиации количество споров, доходящих до суда, уменьшается в разы.

Получается, в сфере правосудия спектр примирительных процедур расширится, в том числе и за счет примирения при помощи суда. Возможности такой процедуры урегулирования предполагаются довольно широкими, ведь она будет охватывать и споры с участием госорганов, в том числе и с налоговой службой.

И вот правительство по нескольким направлениям высказало свои опасения. Первый не совсем ясен: почему-то, по мнению Белого дома, введение альтернативной процедуры разрешения споров для административных и других публичных правоотношений противоречит принципу равноправия сторон. Второй аргумент из отзыва правительства довольно логичен: зачем вводить судебного примирителя при уже существующем независимом медиаторе? Ведь этот институт должен быть независимым, что не гарантировано, если делом будет заниматься судебный примиритель из числа бывших работников суда. Возможно, в некоторых ситуациях примирители будут просто «выручать» суды, которые часто нарушают сроки рассмотрения дел.

Кроме того, вопросы возникли и к механизму финансирования. Труд судебных примирителей предполагается оплачивать из сумм государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд. Это идет вразрез с Бюджетным кодексом и ставит еще один вопрос о независимости нового альтернативного органа разрешения споров.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика