Кто главный грузин России?

В 2007 году руководителем грузинской диаспоры в России себя объявил крайне амбициозный владелец оружейных магазинов Михаил Хубутия

Почти 10 лет назад произошел вооруженный конфликт в Южной Осетии, который стал черной страницей в истории многовековой дружбы народов Грузии и России. Но спустя годы очевидной становится и еще одна деталь — полная импотенция общественных институтов и, как следствие, отсутствие формирования позитивной повестки между нашими странами и народами. Логичным было бы, чтобы лидеры общественных организаций России и Грузии по своим многочисленным родственным и дружеским каналам наладили диалог на языке мира, а не войны; чтобы объяснили весь абсурд противостояния наших братских народов. Ведь общественное мнение — это мощный инструмент, который вполне мог остудить воинственный пыл.

Неужели на тот момент не было уважаемых, мудрых представителей грузинской диаспоры, авторитетное мнение которых было бы весомо и значимо для грузинской общественности? Конечно же были. Особенно учитывая обстоятельство, что за последние 20 лет Грузия столкнулась с беспрецедентной эмиграцией населения, в Москве оказалось много именитых, успешных, влиятельных грузин. Видимо, именитых и влиятельных в те годы объединила общая черта характера — скромность, и они оказались за кадром политической повестки. Но нашлись менее именитые и совсем не скромные бизнесмены, которые привыкли прибирать к рукам то, что плохо лежит. Так, в 2007 году руководителем грузинской диаспоры в России себя объявил крайне амбициозный владелец оружейных магазинов Михаил Хубутия. К сожалению, на первом месте у него всегда стоял собственный бизнес. И позже станет ясно, что общественная деятельность для него могла быть средством для достижения собственных небескорыстных целей.

В роли лидера грузинской диаспоры Хубутия начал общественную работу достаточно топорно, с ястребиной риторикой, что сразу вызвало чувство неловкости у его соотечественников. Многие тогда недоумевали: как лидером нашей диаспоры мог стать такой человек? По нему же будут судить о всех нас, стыд-то какой…

При таком раскладе какой уж тут диалог, какое формирование общественного мнения?

Надо признать, что Хубутии хорошо удавались организации гастролей грузинских творческих коллективов. Но лучше у него получалось лоббировать личные интересы под прикрытием диаспоральной деятельности. А в 2008 году российско-грузинские отношения докатились до войны. Не будем демонизировать Хубутию — не он стал причиной начала боевых действий, но он виноват в безграмотной работе на посту лидера грузинской диаспоры.

Голубь мира

После вооруженного конфликта между Грузией и Россией дипотношения между нашими странами были разорваны. В свою очередь, Хубутия сменил риторику, назначив себя «голубем мира». И даже попытался сыграть роль дипломата — поехал на переговоры с Саакашвили, не забыв пропиарить свое турне в СМИ.

«Встретились два президента — один Грузии, другой — грузинской диаспоры», — шутили в 2008-м медийщики после встречи Михаила Саакашвили и Михаила Хубутии на открытии грузинского консульства в Мюнхене. После этого события Хубутия отчитался прессе об итогах переговоров с грузинским президентом и заявил, что Саакашвили созрел до налаживания отношений с Москвой. «Россия должна оказаться мудрее и помочь ему», — резюмировал Хубутия.

Кто же такой Михаил Хубутия на самом деле? Почему он стал руководителем грузинской диаспоры? И кто его уполномочивал на переговоры с Саакашвили?

«Оружейный барон»

Михаил Хубутия, уроженец города Зугдиди (Грузия), в 16 лет переехал в Москву, где живет до сих пор. В 90-е открыл кооператив, бизнес начал с ларьков и кафе. Времена были бандитские. Хубутии удалось наладить отношения с авторитетами, которые обеспечили ему выход на одну из самых криминальных и востребованных частей рынка — торговлю оружием (помните, сколько людей полегло в те времена?). Вот что по поводу этого времени говорил Хубутия в интервью газете «Собеседник» в 2012 году: «В 90-х, когда бытовал криминал, верховенство закона абсолютно отсутствовало. Организованные преступные группировки делили территории. Самые большие деньги крутились в Москве, воры в законе сюда и переехали». 

Благодаря бешеной прибыли оружейный магазин Хубутии при благосклонном отношении тогдашних московских властей перерос в торговую сеть «Кольчуга». А еще получил в управление высоколиквидные объекты в центре Москвы. Но быть владельцем такого бизнеса и при этом, во-первых, не сесть в тюрьму, а во-вторых, уметь дружить с властью и не испортить отношения с криминальным сообществом — это целое искусство. С этим Хубутия справлялся на отлично. И сейчас Хубутия подмял под себя львиную часть оружейного рынка России, фактически став монополистом.

ООО «Союз грузин России»

Теперь второй вопрос: почему он стал руководителем грузинской диаспоры (а если быть точнее, то Общероссийской общественной организации «Союз грузин России»)? В эпоху стабильности 2000-х, чтобы быть вхожим в высокие кабинеты для расширения сфер влияния, стало недостаточным иметь статус крупного бизнесмена, тем более с репутацией «оружейного барона». Поэтому Михаил Хубутия решил пойти в политику. На волне горячей темы грузино-российского конфликта Хубутия хайпанул — и в 2007-м году создал и возглавил общественную организацию «Союз грузин России». После этого он — уже не как бизнесмен, а как лидер общественной организации — под видом защиты интересов грузинской диаспоры в самых высоких кабинетах решал свои вопросы. «Союз грузин России» как инструмент в руках Хубутии отлично способствовал заведению новых полезных знакомств для расширения сфер влияния. В 2012 году от имени «Союза грузин» он даже вошел в Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ, в котором продержался три года. Представляете, сколько важных проблем своих соотечественников он мог бы решить на самом высоком уровне, если бы захотел? Но не захотел, зато монополизировал оружейный рынок.

Если прочесть заявления и интервью Хубутии, то вообще удивительно, что его не побили соотечественники. Например, так глава «Союза грузин» отзывается о своей Родине: «Часто слышу о том, что грузин обманул другого грузина. Лично у меня никогда, ни в одном бизнесе не было партнеров-грузин». Или вот: «Мой старший сын не говорит по-грузински, — качает головой Хубутия. — Нет необходимости». И наконец: «В душе я русский человек и грузинский менталитет уже не понимаю», — признался он в интервью Fivedays.ru.

Хотя комментарии соотечественников Хубутии на портале «Грузия и мир» более чем красноречивы.  

Мертвые души

История с «Союзом грузин России» закончилась печально, но логично: один из представителей грузинской диаспоры написал заявление в прокуратуру о деятельности Хубутии и множестве нарушений возглавляемой им общественной организации.

Минюст РФ по факту заявления провел проверку «Союза грузин», выявил нежелание организации отчитываться о зарубежном финансировании, двойную бухгалтерию, недействительные протоколы о проведении осенью 2013 года президиума Союза и принятых там решениях. Тогда президентом Союза был переизбран Михаил Хубутия. Впервые этот статус он получил весной 2007 года на Учредительном съезде организации. Как это удалось великому комбинатору — остается только гадать, ведь согласно ФЗ об общественных объединениях возглавлять их могут только действующие члены, тогда как Хубутия в «Союзе грузин России» никогда не состоял.

Минюст также выявил множество «мертвых душ», которые числились в реестре данной общественной организации, но никогда не являлись ее членами. В итоге Верховный суд России в 2015 году ликвидировал общественную организацию «Союз грузин России», но этот факт не смущает Михаила Хубутию, и он не стесняется позиционировать себя в качестве лидера грузинской диаспоры.

Это фиаско, братан!

Официальная ликвидация «Союза грузин России» — это не единственная потеря политических ликвидов Михаила Хубутии. В том же году он еще и лишился членства в Совете по межнациональным отношениям при Президенте. Но, как говорят, сохранил влияние в определенных кругах и до сих пор этим пользуется.

Вернемся к теме переговоров Хубутии с Саакашвили. Газета «Коммерсант» попыталась выяснить, кто уполномочивал Хубутию на переговоры. Источники в администрации президента сообщили, что у российско-грузинских отношений нет будущего, пока у власти находится Михаил Саакашвили. Соответственно, ни о каких санкционированных переговорах с Саакашвили не может быть и речи.

В свою очередь, глава совбеза Грузии Эка Ткешелашвили категорически отвергла даже возможность подобного разговора: «Я не могу себе представить не только подобной встречи президента с Хубутией, но и разговора с кем бы то ни было на подобную тему. Это абсолютно неправдоподобно. Это абсурд», — цитирует ее «Коммерсант».  

Про Хубутию — точка, про него и так все ясно. Непонятно, что будет с грузинской диаспорой, кто сможет ее достойно представлять, отстаивать интересы. Вот что на эту тему думают сами грузины на одном из национальных порталов: «Было бы разумно, чтобы грузинской диаспорой руководил такой представитель грузинской интеллигенции, который имеет авторитет и в Грузии, и в России. А таких в грузинской диаспоре в России найдутся не один и не два. Только в Москве живут и работают множество грузинских врачей, ученых, инженеров, конструкторов, представителей других сфер, имеющих мировой авторитет, безукоризненную биографию, которых никто не сможет обвинить в невежестве, алчности, авантюризме. Сегодня лидеру грузинской диаспоры в России необходимы именно интеллект, филигранный подход к существующим сложнейшим проблемам и авторитет, поскольку роль этой диаспоры очень важна для будущего нашей страны».

С этим взвешенным мнением трудно не согласиться. Новому руководству придется начинать даже не с нуля, а восстанавливать реноме диаспоры после прежнего горе-председателя. Хочется верить, что люди, подобные Хубутии, больше не будут присваивать себе право выступать от имени всех своих соотечественников.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика