Влияет ли завышение оценок в вузах на уровень образования в России?
Что такое инфляция оценок, почему студентов становится больше и каков их реальный уровень знаний, узнал Sobesednik.ru
Что такое инфляция оценок, почему студентов становится больше и каков их реальный уровень знаний, узнал Sobesednik.ru.
Эксперимент по проверке знаний студентов выявил завышение оценок в ряде вузов страны, сообщила на минувшей неделе пресс-служба Рособрнадзора. Независимые эксперты присутствовали на экзаменах в вузах и слушали ответы студентов преподавателям. В 86 из 331 случаев на экзаменах, где проводился эксперимент, оценки экзаменатора и независимых экспертов разошлись.
Нередко баллы студентам завышались, а в ряде вузов уровень объективности оказался ниже 75%, сообщила организация. Эксперимент проводился в 115 вузах 55 субъектов РФ, участие в нем приняли свыше 5,5 тысячи студентов. Экспертами выступили преподаватели, не состоящие в трудовых отношениях с проверяемым вузом и имеющие соответственный профиль.
Тенденция завышать оценки студентам за рубежом называется grade inflation (инфляция оценок). Считается, что этот феномен влияет на желание способных студентов учиться лучше, выделяться среди других, поскольку результаты неуспевающих студентов поднимаются до тех, кто ярче и способней.
Верно ли данное утверждение? Обсуждается ли данная проблема преподавателями России? И как завышение оценок может сказаться на общем уровне студентов? Sobesednik.ru узнал ответы на эти и другие вопросы у ведущего научного сотрудника Института образования НИУ «Высшая школа экономики», в прошлом доцента и заведующего кафедрой Основ педагогики и методов исследования в образовании Bowling Green State University, (США) Александра Сидоркина:
— Этот феномен существует давно и в Америке, и в России, — рассказывает эксперт. — О нем говорят долгие годы, но пока без каких-либо последствий. Стоит обратить внимание на то, что оценка, поставленная студенту, не является объективным инструментом. «Пятерка» у одного преподавателя не является равной «пятерке» у другого, за исключением каких-либо точных наук, где можно точно измерить результат задания. Во всех остальных случаях он оценивается субъективно. Оценку студенту особенно всерьез никто и не воспринимает, на самом деле. Есть проекты, которые объективно измеряют уровень знаний. Тестирование в целом дает объективную информацию, а оценки никогда её не давали.
Стремление талантливых студентов показать высокие результаты и выделиться из общей группы Александр Сидоркин не связывает с успеваемостью:
— Люди яркие и интересные не потому, что они хотят получить «пятерку», у них совершенно другая мотивация. Мы не видим падения уровня знаний — вот критерий того, что это несущественно.
Студенты сегодня не теряют в качестве образования, считает Александр Сидоркин: средний уровень студентов стал ниже, общий уровень образования в стране — выше, лучшие университеты страны, как и раньше, собирают талантливых людей.
— В последние 25 лет сильно изменилась демография поступающих, — объясняет Сидоркин. — В 1980-х годах около 20% выпускников школ поступали в вузы. Сегодня ситуация другая: группы населения, которые раньше не поступали в вузы, теперь поступают. Вузов стало намного больше. Преподаватели жалуются, что уровень студентов стал ниже, но это неверно. 20% процентов населения, которые поступали в вузы в раньше, и сегодня остаются наверху, они учатся в лучших вузах страны и за границей. Все эти субъективные переживания по поводу оглупевшей молодежи не подтверждаются никакими данными. Общий уровень образования населения растет.
Эту оценку подтверждают данные Института демографии НИУ «Высшая школа экономики». Если в 30-х годах ХХ века в университеты шло меньше 15% от одной возрастной группы, в 1970-е — 1980-е годы — 25–30%, то в 2010-х во многих странах эта цифра достигает 70-90%. В США в университеты поступает 82% от людей одной возрастной группы, в Финляндии — 94%, в Южной Корее — 96%. Тенденция на увеличение распространяется на страны с разными социально-экономическими условиями, отмечают эксперты: например, в Греции доля равна сейчас 91%.
Быстрый рост студенчества в конце 1990-х и в 2000-е годы породил представление о том, что «высшего образования» в России стало «слишком много», считают эксперты Института демографии. Пик увеличения количества студентов в России пришелся на середину «нулевых». В феврале 2006 года министр образования Андрей Фурсенко заявил о том, что в России насчитывается три тысячи вузов и их филиалов, тогда как в СССР их было всего 600. Напомним, что население России в 2006 году равнялось 143 млн человек, а население СССР в 1991 году — 293 млн человек.
Ведущие вузы России при этом продолжают фигурировать в списках ведущих учебных заведений мира. Это иллюстрируют данные президента Центра всемирного рейтинга университетов в Дубае Надима Махасcена, который в ходе видеомоста Москва — Лондон — Минск — Астана «Точки роста в международных академических рейтингах» заявил, что в России на пять университетов — МГУ, МФТИ, Санкт-Петербургский университет, МИФИ и Новосибирский госуниверситет — приходится самое большое количество публикаций в авторитетных международных научных журналах. Среди других важных показателей, в частности, характеризующих успехи вуза в области образования, эксперт назвал «число выпускников, получавших международные награды, в соотношении с размером университета».