"400 монахов обсуждают чужие браки". Как прошел Архиерейский собор РПЦ
Репортаж Sobesednik.ru о главных событиях Архиерейского собора Русской православной церкви, прошедшего в Москве

Репортаж Sobesednik.ru о главных событиях Архиерейского собора Русской православной церкви, прошедшего в Москве.
- смотрите также фотогалерею с Архиерейского собора
Церковное мероприятие, собравшее всю верхушку РПЦ, впервые посетил светский президент Владимир Путин, а повестка состояла в том числе из наиболее острых вопросов – от долгожданного единения с киевским патриархатом до «ритуального» убийства царской семьи.
Два преемника на одном съезде
Архиерейский собор проходит, как партийный съезд, в среднем раз в четыре года. Зал церковных соборов храма Христа Спасителя увешан афишами коммерческих мероприятий. В основном концерты – памяти Сергея Есенина, Муслима Магомаева, выступление хора из Грузии. В декабре будет жаркая пора – праздники и ёлки. Анонс одной из них уже висит на входе – «Дорога в Рождество» с не очень божеской ценой билетов до 5000 рублей.
На входе в Зал церковных соборов строгая охрана, рамки металлоискателей. Но пешком через главный вход идет в основном только пресса. Для священников, прибывающих на авто, работает шлагбаум, запускающий «Мерседесы», БМВ и «Лексусы» на подземную парковку.
Масса собравшихся в зале кажется однородной – бороды, черные рясы, кресты. Даже религиозная пресса носится с распечатками фотографий священников, чтобы не ошибиться, кто есть кто. Но ключевых фигур, конечно, узнают и так. Отец Иларион Волоколамский в хорошем настроении, охотно общается с коллегами. Считается, что именно его сам Патриарх видит своим преемником. Многие спешат поручкаться со сравнительно молодым фаворитом РПЦ.
«Духовник Путина» и «лубянский батюшка» Тихон Шевкунов непривычно то ли мрачен, то ли сосредоточен. Ведь, говорят, именно за простоту, интересное общение и легкий характер его ценят не последние в миру люди – глава «Роснефти» Игорь Сечин, министры Владимир Мединский и Ольга Васильева, режиссер Никита Михалков и целая плеяда высокопоставленных силовиков. Образованный батюшка и друг чекистов – еще один кандидат в патриархи. Но сейчас у Шевкунова, похоже, другие заботы – он возглавляет комиссию по изучению останков царской семьи.
Комната-сейф
Когда в зал вошел Патриарх, все встали. Бегло проголосовали за повестку – единогласно, конечно. И Патриарх Кирилл зачитал доклад об успехах церкви. А они на самом деле есть.
– В епископат входит 377 архиереев, что на 23 человека больше, чем в прошлом году, и на 144 больше по сравнению с 2009 годом. Годовой прирост храмов составляет 1340 церквей. Кроме того, насчитывается 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем годом ранее, – называл Кирилл цифры, к которым трудно приблизиться даже крупным компаниям и корпорациям.

РПЦ растет так, как не снилось «Гуглам» и «Майкрософтам». При этом в заднем ряду я заметила первого задремавшего священника. Обстановка и правда напоминала съезд или думское заседание.
– Остальная часть заседаний пройдет в закрытом режиме, просим СМИ удалиться, – объявил Патриарх Кирилл.
Отлученная от церковных тайн пресса пошла в специальную комнату ожидать обещанного в перерыве брифинга. Помещение к тому же оказалось с секретом – войти в него можно, а выйти – нет. Двери надежно блокируются. Ни один журналист не проскользнет. Обсуждения – только для своих.
Венчаться нельзя разводиться
Путин приехал на третий день заседаний. Говорил всего 5 минут – о роли церкви в преодолении гражданских разногласий и о совместной работе. Тема царских останков, которая ожидалась чуть ли не основной, ушла на второй план.
– Обсуждение носит промежуточный характер, еще не все экспертизы завершены, – сказал пресс-секретарь РПЦ Александр Волков журналистам.
Тем не менее тему обсуждали почти весь четверг, доклад зачитывал Тихон Шевкунов. Накануне несколько еврейских организаций назвали версию «ритуального убийства» проявлением антисемитизма.

// Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»
– Никто не упомянул ни о национальности, ни о религиозной принадлежности расстреливавших, – оправдывался Шевкунов.
В кулуарах собора говорили, что основные новости по этой теме перенесены на 2018 год – столетие расстрела царской семьи.
Самый щекотливый вопрос собора – о церковном браке. В итоговых документах собора РПЦ выдала перечень тех, кому венчание не положено, назвав среди них сменивших пол транссексуалов, гомосексуалов, трижды женатых (неважно, в церкви или загсе) и разведенных, монахов и прочие очевидные категории. Также церковники вывели 12 оснований для «развенчания», среди которых есть повторное заключение брака одним из супругов.
– 400 монахов обсуждают чужие браки, – иронично прокомментировал протодиакон Андрей Кураев. – Собор посвящен 100-летию патриаршества, но и близко не дотягивает до собора 1917 года. Главным событием, видимо, должна была стать украинская тема. Письмо Филарета, которое объявили покаянием и прошением о воссоединении, пришло еще 16 ноября, но его содержание хранилось в тайне. А обнародовать его решили именно в день приезда Путина, так сказать, вытащить джокера, в порядке отчета перед начальством о проделанной работе. Но сенсация не состоялась – ее быстро дезавуировали из Киева. Поэтому главными документами собора стали чисто церковные дела, которые спокойно можно было решить и в рабочем порядке, – изменения положений о монашестве и каноническом браке.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №46-2017 под заголовком «Собор оказался с браком».