Новости дня

17 декабря, воскресенье






























16 декабря, суббота















Уход Siemens из России: следующий шаг – крымские электрички?


Хорошо знакомые многим "Ласточки" - это тоже отчасти Siemens, и их поставки в Крым тоже могут оказаться под угрозой из-за непредсказуемого поведения компании // Global Look Press

Пресса сообщает об угрозе расширения антироссийских санкций из-за инцидента с поставками турбин в Крым. А корпорация Siemens тем временем грозит «полностью прекратить участие в российской компании "Интеравтоматика"», — несмотря на то, что еще неделей раньше в Siemens так говорили об этих планах: «Истории, о которых вы говорите, являются чистой спекуляцией». Заявление об уходе из «Интеравтоматики» содержит также предупреждение: «Мы должны подумать, каким образом этот инцидент повлияет на наши отношения с Россией. Мы не можем просто так вернуться к таким же отношениям».

Такие намеки, последовавшие за резким изменением позиции по вопросу о выходе из российских предприятий, можно назвать и угрозами. Это при том, что пока пострадавшей стороной в этой истории выступает исключительно Россия: ей грозят новые санкции и ухудшение отношений с ФРГ. Между тем эксперты отмечают: и немецкое правительство, и немецкая компания наверняка знали о том, что их продукция будет использоваться в Крыму.

Пожалуй, Siemens стоит определиться с тем, остается она в России – или уходит, не скрываясь за пустыми угрозами, и при этом теряет российский рынок. А радикальная смена позиции относительно выхода из совместного предприятия заставляет задуматься: столь ли надежный партнер Siemens для проектов в Крыму – регионе весьма привлекательном с точки зрения ведения бизнеса и сравнительно новом для инвесторов, развитию которого российское государство уделяет большое внимание? В конце концов, на Siemens свет клином не сошелся.

К слову, сейчас Siemens отлично зарабатывает в России, а потому попытки "шантажа" со стороны корпорации вызывают скорее вопрос, пойдет ли на это она сама. По данным прессы, в минувшем году Siemens заработал в России 1,2 млрд евро, или 2% от общего объема продаж группы. 3 июля было объявлено, что ООО «Сименс Трансформаторы» поставит пять силовых трансформаторов и линейку генераторных модулей для строящейся Грозненской ТЭС, неделей ранее – о поставках электротехнического оборудования для строящейся газотурбинной электростанции «Полярная» в Красноярском крае. По данным СМИ, большинство модернизированных в последнее время в России теплоэлектростанций работают на оборудовании Siemens. Теперь, в связи с приостановкой поставок оборудования для электростанций по российским госзаказам, эти проекты под угрозой.

В 2009 года Siemens получила контракт на техобслуживание парка поездов в депо «Металлострой». Компания имеет сервисные центры для скоростных электропоездов в Москве, Санкт-Петербурге и Адлере. Среди заявленных планов корпорации - создание инфраструктуры для зарядки электрического автобуса в Москве и «умной сети» в центре Санкт-Петербурга. Siemens также поставляет в Россию медицинское оборудование, в частности томографы. Оборудование немецкой компании было поставлено в медицинский корпус санатория «Сочи» Управления делами Президента РФ. 2 июня было заключено соглашение о намерениях по созданию инновационного медицинского кластера в Кавказских Минеральных Водах при участии компании; объем инвестиций в этот проект оценивается в 162,1 млрд рублей, из которых 40 млрд рублей - бюджетное финансирование.

Siemens планирует заработать и в Крыму: так, по сообщениям крымских СМИ, недавно состоялась встреча, на которой обсуждались вопросы поставок электропоездов Desiro (в России получивших название «Ласточка») в свете планов полного обновления парка пригородных поездов на Крымской железной дороге до 2020 года, и «немецкий концерн вместе с партнерами из России» выражал готовность поставить поезда в Крым.

У Siemens уже есть в активе большой контракт с РЖД на поставку электричек и электровозов: в общей сложности монополия должна получить до 2020 года более 1200 единиц техники, которые производятся на совместном предприятии Siemens и группы «Синара» - «Уральские локомотивы»; сумма контракта – более 2 млрд евро. Что ждет российскую сторону, если Siemens вновь «внезапно» узнает, что продукция совместного предприятия поставляется в Крым? И ограничатся ли «ответные» действия Siemens в этом случае выходом из российских предприятий – или к ситуации вновь «подключится» немецкое федеральное правительство и возникнет угроза новых санкций против России и россиян?

При этом потребность Крыма в железнодорожном транспорте будет только возрастать после открытия движения по графику по мосту через Керченский пролив, запланированного на 1 декабря 2019 г., и парк электропоездов и локомотивов потребуется еще увеличить. Электрички «Ласточка» поставляются госкомпании РЖД и используются на самых прибыльных пригородных направлениях, притом что пригородные железнодорожные перевозки также получают государственные субсидии.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев допускает возможность введения новых санкций и выхода Siemens из большего числа проектов в России: «К сожалению, возможность всегда есть, потому что если санкционный психоз начинается, то, как всякий психоз, он обычно только усиливается. Правда, не очень понятно, какая польза от этого Siemens и Германии, потому что сегодня найти новые рынки сбыта, новые точки приложения капитала очень сложно – дело даже не в России, вообще в мире сложно. Отказываться самим от поставок - это себе же делать хуже: назло маме отморожу палец».

Тем не менее, по мнению эксперта, угроза для других проектов, реализуемых в том числе в Крыму при участии Siemens, существует: «Siemens заявляет: мы против, вы нас обманули, нарушили, прекращаем производство. Но если это совместное предприятие, локализованное у нас, это скорее вопрос правовой угрозы праву собственности, - говорит Дмитрий Журавлев. - С точки зрения своих интересов Германии – так же, как и Siemens - было бы выгодно использование их оборудования в Крыму. Но Германия не впервые ставит интересы политической лояльности Вашингтону и «атлантической солидарности» выше экономической целесообразности – достаточно вспомнить историю с покупкой «Роснефтью» немецких активов».

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания