"Милая Алекс". Что можно увидеть на выставке архива царской семьи

На выставке Государственного архива РФ, посвященной жене Николая II, побывал корреспондент Sobesednik.ru

Фото: В Москве открылась выставка «Последняя императрица» // Андрей Струнин / Sobesednik.ru

На выставке Государственного архива РФ, посвященной жене Николая II, побывал корреспондент Sobesednik.ru.

В начале мая 1917-го последнему императору России Николаю Второму «минуло 49 лет», как он сам написал в тот год в своем дневнике 6 мая. Спустя век в Москве открылась выставка «Последняя императрица», где впервые очень полно можно не только увидеть, но и изучить все документы царской семьи, многие из которых до этого выдавались лишь в читальном зале Государственного архива РФ (ГАРФ).

Вход бесплатный

Да-да, это тот редкий случай, когда в Выставочный зал ГАРФ (ул. Большая Пироговская, дом 17) можно попасть абсолютно бесплатно. Надо только иметь при себе паспорт. Вот без него точно не пустят: объект режимный, несмотря на то, что называется выставочным залом. Экспозиция будет работать до 28 мая.

Но и это еще не все бонусы посетителям. Каждому пришедшему выдают промокод. При желании человек может потом зарегистрироваться в электронном читальном зале ГАРФ и благодаря этому промокоду абсолютно бесплатно (обычно это стоит 150 рублей и делается при визите в виртуальный архив) почитать дневники, письма, другие документы царской семьи, не выходя из дома. Бесплатное право работать с электронными документами будет доступно до конца работы выставки.

Но поизучать все это можно и на самой выставке — реальные фотографии и документы тут соседствуют с оцифрованными массивами документов. В сущности, выставлен весь фонд Александры Федоровны и некоторые документы из фонда Николая Второго.

[:image:]

В таком сочетании подлинных и оцифрованных документов, собственно, и заключается необычность выставки. Подобного пока еще в сфере архивных экспозиций, как уверяют эксперты, не встречалось.

Четверть века с документами

Именно эта «изюминка», в сущности, и стала поводом для создания выставки: у истоков замысла — два юбиляра, отмечающие в этом году свое двадцатипятилетие.

Во-первых, речь о компании ЭЛАР, занимающей сегодня ключевые позиции в области разработки информационных ресурсов, а так же в сфере создания, наполнения, оснащения электронных архивов и реализации комплексных проектов по переводу информации в электронный вид (в том числе — разработки собственных уникальных сканеров). Причем ключевые позиции в этой сфере ЭЛАР занимает не только в России — на ее счету оцифровка сотен миллионов экспонатов Эрмитажа и Политехнического музеев, каталогов Российской государственной библиотеки (РГБ), архивных фондов, Российского гос. архива древних актов, и так далее, — но и в Европе.

[:image:]

Второй юбиляр — сам ГАРФ: он в этом году отмечает четверть века с момента собственного воссоздания. Ведь ГАРФ — правопреемник Центрального гос. архива Октябрьской революции и Центрального гос. архива РСФСР.

Вместе — ЭЛАР и ГАРФ — они создали экспозицию, которую эксперты уже назвали «архивом XXI века», поскольку был использован новый формат представления документов.

— Мы готовили этот проект четыре месяца, — рассказала мне Жанна Кириллова, начальник отдела внешних коммуникаций ЭЛАР. — И, поверьте, большее внимание уделяли разработке концепции экспозиции, поскольку объем оцифровки фонда императрицы Александры Федоровны (это фонд 640, включающий 60 тысяч документов и образов, связанных с императрицей) по нашим меркам невелик.

— У нас есть планы и по дальнейшей оцифровке документов, хранящихся в архиве, — добавил научный руководитель ГАРФа Сергей Мироненко. — Корпорация ЭЛАР уже помогла нам оцифровать научный справочный аппарат. Около 7 млн заголовков дел введены в базу данных, теперь они выставлены на сайте ГАРФ, и любой человек, прежде чем идти в архив, может понять, а нужно ли ему туда. Мы продолжаем оцифровку документов и семьи последнего императора и вообще Романовых. Это ведь большая семья, у нее множество ветвей — в ГАРФе около 40 фондов членов этой фамилии. Цифруем наиболее важные документы советской эпохи, постановления и распоряжения Совета Министров СССР... Все это — огромное поле для работы. Но мы и сами очень много делаем в этом направлении, как видите.

[:image:]

Мироненко показывает в угол зала, где в специальной стеклянной «комнатке» сидит сотрудник архива и на технике, предоставленной компанией ЭЛАР, оцифровывает документы. Сергей Владимирович добавляет:

— Это не постановка, идет настоящая работа.

«Дорогая моя милая мамашка»

По большому счету, эта выставка о счастливой семье, где все бесконечно любили друг друга и могли бы прожить чудесную жизнь. Если бы были обычными людьми, не венценосцами, ответственными за судьбы страны.

Романовым было хорошо друг с другом. И этим теплом пронизана вся экспозиция.

— Если бы были у них мессенджеры, они бы, наверное, не переставая чатились, — отметила Марина Сидорова, начальник выставочного отдела ГАРФ, имея в виду обширную переписку, которую постоянно вели Николай Второй и Александра Федоровна.

— В фонде около 1350 фотографий императрицы, — продолжила разъяснения Марина Сидорова. — 250 вошли в альбом, который был издан к этой выставке. Из этих 250 для развески мы отобрали 123 фотографии. Отбирали не с точки зрения «были они опубликованы или нет», а исходя из того, как это будет смотреться в экспозиции.

Смотрится, надо сказать, хорошо. Поскольку главная идея выставки — показать женщину с трагической судьбой, про которую ходило много слухов: кто-то считал ее немецкой шпионкой, кто-то винил за Распутина, кто-то называл чуть ли не главной движущей силой российской политики, а кто-то, наоборот, был уверен, что ее влиянием на царя искусно пользовалась придворная камарилья... Показать ее такой, какой она была в кругу семьи.

В одном из залов экспозиции весь центр занимает акварельный портрет «милой Алекс», написанный художником Александром Соколовым в 1897 году, через три года после свадьбы, который Николай Второй всюду возил с собой. А вокруг — фотографии Александры Федоровны с детских лет до конца жизни. Удивительно, но снимки, где бы она улыбалась, найти трудно. И это при необычайно теплых отношениях между нею и императором.

[:image:]

В другом зале — вся ее частная жизнь. Трогательные письма маленького цесаревича Алексея к маме, где он называет ее «дорогая моя милая мамашка» и рассказывает, какая у него была температура. Фотографии, на которых — просто мать с младенцем, или семейные снимки дурачащихся родственников. Вот, скажем, ряд многочисленных Романовых и родственников императрицы на лестнице какой-то скромной дачи. Ступеньки уходят вверх, на каждой помещается лишь один персонаж. А вот все они гурьбой идут с охоты... У кого из нас в альбомах нет схожих сюжетов?

[:image:]

[:image:]

Рядом — тетрадки, исписанные детскими почерками. Не сразу разберешь, где ученические каракули последней императрицы, а где — ее дочерей, великих княжон.

В экспозиции только нет даже малейшего следа Распутина. Словно его и не было ни в жизни страны, ни в жизни этой супружеской четы.

Практически нет и фотографий периода революционного 1917-го. Возможно, потому, что с начала марта семья находилась хоть и в Царском Селе, но под арестом? В любом случае об этих периодах их жизни мы, пожалуй, знаем гораздо больше, чем о тех нюансах взаимных чувств, царящих в императорской семье, которые раскрывает новая экспозиция.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика