"Милая Алекс". Что можно увидеть на выставке архива царской семьи
На выставке Государственного архива РФ, посвященной жене Николая II, побывал корреспондент Sobesednik.ru
На выставке Государственного архива РФ, посвященной жене Николая II, побывал корреспондент Sobesednik.ru.
В начале мая 1917-го последнему императору России Николаю Второму «минуло 49 лет», как он сам написал в тот год в своем дневнике 6 мая. Спустя век в Москве открылась выставка «Последняя императрица», где впервые очень полно можно не только увидеть, но и изучить все документы царской семьи, многие из которых до этого выдавались лишь в читальном зале Государственного архива РФ (ГАРФ).
Вход бесплатный
Да-да, это тот редкий случай, когда в Выставочный зал ГАРФ (ул. Большая Пироговская, дом 17) можно попасть абсолютно бесплатно. Надо только иметь при себе паспорт. Вот без него точно не пустят: объект режимный, несмотря на то, что называется выставочным залом. Экспозиция будет работать до 28 мая.
Но и это еще не все бонусы посетителям. Каждому пришедшему выдают промокод. При желании человек может потом зарегистрироваться в электронном читальном зале ГАРФ и благодаря этому промокоду абсолютно бесплатно (обычно это стоит 150 рублей и делается при визите в виртуальный архив) почитать дневники, письма, другие документы царской семьи, не выходя из дома. Бесплатное право работать с электронными документами будет доступно до конца работы выставки.
Но поизучать все это можно и на самой выставке — реальные фотографии и документы тут соседствуют с оцифрованными массивами документов. В сущности, выставлен весь фонд Александры Федоровны и некоторые документы из фонда Николая Второго.
[:image:]
В таком сочетании подлинных и оцифрованных документов, собственно, и заключается необычность выставки. Подобного пока еще в сфере архивных экспозиций, как уверяют эксперты, не встречалось.
Четверть века с документами
Именно эта «изюминка», в сущности, и стала поводом для создания выставки: у истоков замысла — два юбиляра, отмечающие в этом году свое двадцатипятилетие.
Во-первых, речь о компании ЭЛАР, занимающей сегодня ключевые позиции в области разработки информационных ресурсов, а так же в сфере создания, наполнения, оснащения электронных архивов и реализации комплексных проектов по переводу информации в электронный вид (в том числе — разработки собственных уникальных сканеров). Причем ключевые позиции в этой сфере ЭЛАР занимает не только в России — на ее счету оцифровка сотен миллионов экспонатов Эрмитажа и Политехнического музеев, каталогов Российской государственной библиотеки (РГБ), архивных фондов, Российского гос. архива древних актов, и так далее, — но и в Европе.
[:image:]
Второй юбиляр — сам ГАРФ: он в этом году отмечает четверть века с момента собственного воссоздания. Ведь ГАРФ — правопреемник Центрального гос. архива Октябрьской революции и Центрального гос. архива РСФСР.
Вместе — ЭЛАР и ГАРФ — они создали экспозицию, которую эксперты уже назвали «архивом XXI века», поскольку был использован новый формат представления документов.
— Мы готовили этот проект четыре месяца, — рассказала мне Жанна Кириллова, начальник отдела внешних коммуникаций ЭЛАР. — И, поверьте, большее внимание уделяли разработке концепции экспозиции, поскольку объем оцифровки фонда императрицы Александры Федоровны (это фонд 640, включающий 60 тысяч документов и образов, связанных с императрицей) по нашим меркам невелик.
— У нас есть планы и по дальнейшей оцифровке документов, хранящихся в архиве, — добавил научный руководитель ГАРФа Сергей Мироненко. — Корпорация ЭЛАР уже помогла нам оцифровать научный справочный аппарат. Около 7 млн заголовков дел введены в базу данных, теперь они выставлены на сайте ГАРФ, и любой человек, прежде чем идти в архив, может понять, а нужно ли ему туда. Мы продолжаем оцифровку документов и семьи последнего императора и вообще Романовых. Это ведь большая семья, у нее множество ветвей — в ГАРФе около 40 фондов членов этой фамилии. Цифруем наиболее важные документы советской эпохи, постановления и распоряжения Совета Министров СССР... Все это — огромное поле для работы. Но мы и сами очень много делаем в этом направлении, как видите.
[:image:]
Мироненко показывает в угол зала, где в специальной стеклянной «комнатке» сидит сотрудник архива и на технике, предоставленной компанией ЭЛАР, оцифровывает документы. Сергей Владимирович добавляет:
— Это не постановка, идет настоящая работа.
«Дорогая моя милая мамашка»
По большому счету, эта выставка о счастливой семье, где все бесконечно любили друг друга и могли бы прожить чудесную жизнь. Если бы были обычными людьми, не венценосцами, ответственными за судьбы страны.
Романовым было хорошо друг с другом. И этим теплом пронизана вся экспозиция.
— Если бы были у них мессенджеры, они бы, наверное, не переставая чатились, — отметила Марина Сидорова, начальник выставочного отдела ГАРФ, имея в виду обширную переписку, которую постоянно вели Николай Второй и Александра Федоровна.
— В фонде около 1350 фотографий императрицы, — продолжила разъяснения Марина Сидорова. — 250 вошли в альбом, который был издан к этой выставке. Из этих 250 для развески мы отобрали 123 фотографии. Отбирали не с точки зрения «были они опубликованы или нет», а исходя из того, как это будет смотреться в экспозиции.
Смотрится, надо сказать, хорошо. Поскольку главная идея выставки — показать женщину с трагической судьбой, про которую ходило много слухов: кто-то считал ее немецкой шпионкой, кто-то винил за Распутина, кто-то называл чуть ли не главной движущей силой российской политики, а кто-то, наоборот, был уверен, что ее влиянием на царя искусно пользовалась придворная камарилья... Показать ее такой, какой она была в кругу семьи.
В одном из залов экспозиции весь центр занимает акварельный портрет «милой Алекс», написанный художником Александром Соколовым в 1897 году, через три года после свадьбы, который Николай Второй всюду возил с собой. А вокруг — фотографии Александры Федоровны с детских лет до конца жизни. Удивительно, но снимки, где бы она улыбалась, найти трудно. И это при необычайно теплых отношениях между нею и императором.
[:image:]
В другом зале — вся ее частная жизнь. Трогательные письма маленького цесаревича Алексея к маме, где он называет ее «дорогая моя милая мамашка» и рассказывает, какая у него была температура. Фотографии, на которых — просто мать с младенцем, или семейные снимки дурачащихся родственников. Вот, скажем, ряд многочисленных Романовых и родственников императрицы на лестнице какой-то скромной дачи. Ступеньки уходят вверх, на каждой помещается лишь один персонаж. А вот все они гурьбой идут с охоты... У кого из нас в альбомах нет схожих сюжетов?
[:image:]
[:image:]
Рядом — тетрадки, исписанные детскими почерками. Не сразу разберешь, где ученические каракули последней императрицы, а где — ее дочерей, великих княжон.
В экспозиции только нет даже малейшего следа Распутина. Словно его и не было ни в жизни страны, ни в жизни этой супружеской четы.
Практически нет и фотографий периода революционного 1917-го. Возможно, потому, что с начала марта семья находилась хоть и в Царском Селе, но под арестом? В любом случае об этих периодах их жизни мы, пожалуй, знаем гораздо больше, чем о тех нюансах взаимных чувств, царящих в императорской семье, которые раскрывает новая экспозиция.
[:wsame:][:wsame:]