Восстание машин. Как власти подавляют бунты дальнобойщиков и трактористов

На прошлой неделе объявили стачку автоперевозчики, а фермеры предприняли попытку «тракторного марша» на Москву

Фото: К требованиям отмены системы «Платон» и транспортного налога перевозчики добавили призыв к отставке правительства и вотум недоверия президенту // Global Look Press

На прошлой неделе объявили стачку автоперевозчики, а фермеры предприняли попытку «тракторного марша» на Москву.

Так что, не одними антикоррупционными митингами живет протестная Россия. И дальнобойщики, и аграрии протестуют не впервые, но в этот раз сугубо социальные требования начали сменяться политическими. Только вот силовики реагируют на «низовой» протест даже жестче, чем на инициированные Алексеем Навальным выступления против премьера Дмитрия Медведева.

Фермерские посадки

Главы крестьянских хозяйств Краснодарского края пытались организовать 28 марта «тракторный марш» на Кремль. Фермеры протестуют против рейдерских захватов земель в регионе и обвиняют власти в лоббировании интересов крупных агрохолдингов.

К кубанским фермерам присоединились коллеги из Ставрополья, Ростовской и Рязанской областей. Однако правоохранительные органы вновь не позволили им добраться до столицы, а лидеров движения отправили за решетку.

Руководителю движения «Вежливые фермеры» Алексею Волченко накануне акции дали 12 суток ареста за долги по алиментам. Сам он утверждает, что перечислял деньги регулярно, просто за два месяца квитков у него не сохранилось.

Другому организатору марша – Олегу Петрову – повезло еще меньше. Полицейские забрали его из дома в станице Казанской и обвинили в мошенничестве. Петров виновным себя не признает и объявил голодовку.

[:image:]

– Моего подзащитного заключили под стражу сроком на два месяца. По нашему мнению, дело надуманное. Суть обвинений – в нарушении договора, заключенного с другим фермером. То есть это в любом случае экономическое дело, Петров является индивидуальным предпринимателем, поэтому его нельзя арестовывать до суда. Однако следствие трактует дело как чисто уголовное, – сказал в комментарии Sobesednik.ru адвокат Владимир Шамшуров.

Жена Петрова – Елена – осталась одна с месячным ребенком. И страшно переживает, так как следователь во время обыска в доме пригрозил ей: «Когда откормишь, и за тобой придем».

Оставшись без лидеров, фермеры все равно предприняли попытку добраться до места сбора в станице Казанской, но им этого не позволили. У кого-то двор подперли машиной, кому-то заблокировали дорогу на выезде из села. Так, активисту Николаю Маслову сотрудники ДПС заявили, что его автомобиль проходит по ориентировке. Через несколько часов выяснилось, что это не так, но время было упущено. Пробравшихся же через кордоны полицейские банально разогнали.

Не пощадили на Кубани даже приехавших освещать акцию журналистов. На корреспондентов радио «Свобода» Сергея Хазова-Кассиа и Андрея Костянова напали около десятка человек в масках, избили и отобрали ноутбуки и съемочную технику. Полиция города Кропоткина не смогла задержать грабителей.

– Вместо того чтобы решать проблемы селян, нас пытаются запугать. Страха уже нет, осталось чувство горечи и обиды. Что оставим детям и внукам после себя? Кто ответит за гибель российского села? – возмущается фермер Николай Маслов.

Стачка без тормозов

«Мы хотим выйти на мирный диалог с властью, которая нас не хочет услышать. Но нас не запугать! Мы будем стоять до победного конца!» – говорится в заявлении бастующих дальнобойщиков. К уже привычным требованиям отмены системы «Платон» и транспортного налога, дублирующего акциз на топливо, в этот раз перевозчики добавили призыв к отставке правительства и вотум недоверия президенту. Более того, этот призыв стал основным.

[:image:]

Стачка объявлена в десятках городов. В Махачкале бастующие водители 300 фур в знак протеста проехали по кольцевой дороге. В Приморском крае участники акции разместились преимущественно на въезде в Уссурийск. Всего здесь не вышли на линию около 200 водителей большегрузов. В Северной Осетии более 100 человек сгруппировались на трассе «Кавказ» у села Карджин под присмотром ОМОНа.

Где-то (как в Рязани и Костроме) дальнобойщики нашли взаимопонимание с полицией, и там акции проходят спокойно. Но во многих случаях без разгонов не обошлось. Так, в Сургуте задержали 19 человек, а водителя грузовика Василия Костина приговорили к 20 тыс. руб. штрафа за организацию митинга.

На две недели арестовали лидера петербургского Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрея Бажутина. Оказалось, что его заочно лишили водительских прав на полтора года. Бажутин об этом не знал и был остановлен за рулем.

– Всего в забастовке участвует порядка 60 регионов. Активно протестуют около 10 тысяч человек и пассивно стоят 30% перевозчиков. Машин заказчикам уже явно не хватает, ставки растут, – рассказала нам центральный координатор ОПР Мария Пазухина. – Стачка продлится до тех пор, пока нам не удастся чего-то добиться. Просто постоять и разойтись нельзя. Какие-то мелкие шажки уже начались со стороны местных властей. Ждем реакции от федеральной.

И лучше бы эта реакция последовала поскорее – ситуация накаляется. Дальнобойщики на местах радикализируются: в ряде регионов пострадали водители, отказавшиеся протестовать. Неизвестные подожгли машины штрейкбрехеров, вышедших на работу.

Лоялисты против радикалов

Глава кабмина Дмитрий Медведев перед стачкой встретился с представителями дальнобойщиков. Только вот не с теми, которые организуют акции, а с более лояльными к властям. По итогам совещания правительство решило повысить тариф «Платона» не в 2 раза, как планировалось, а на 25%.

Однако в ОПР этой уступкой не удовлетворились, настаивая на полной отмене «Платона». Участников встречи с Медведевым перевозчики называют лжедальнобойщиками, которые находятся под контролем партии «Единая Россия».

Наладить диалог с фермерами никто из чиновников также пока не попытался. Принять недовольных коррупцией на Кубани аграриев обещал министр сельского хозяйства Александр Ткачев, но времени выслушать активистов у него не нашлось. Что вполне объяснимо. Ведь протестующие фермеры являются прямыми конкурентами семейной бизнес-империи Ткачева, бывшего 14 лет губернатором Кубани. Агрокомплекс семьи входит в десятку крупнейших сельхозвладений в России.

[:image:]

Зато при поддержке региональных властей в Краснодаре состоялся митинг всем довольных фермеров. Его, в отличие от оппозиционного, полиция не разгоняла. Как сообщила администрация региона, лояльные крестьяне выступили, помимо прочего, за продление экономических санкций в отношении России. На митинге заявлялось, что настоящие фермеры – это они, а не те, которые проявляют политическое несогласие.

Так что диалога у протестующих и чиновников не получается. Последние предпочитают общаться с теми, кто не перечит.

– Нет универсальной модели – как вести себя с протестующими. Обычно используется комбинация кнута и пряника с большим количеством нюансов, – отмечает политолог Аббас Галлямов. – Весь вопрос в том, в какой момент и в каких пропорциях использовать кнут, а в каких – пряник. Судя по результату, с дальнобойщиками поступили грамотно, пойдя на частичные уступки и раздробив движение на лояльное и радикальное. Но окончательно об эффективности властей судить рано. Посмотрим, что будет с протестом дальше: пойдет ли он на спад или, наоборот, зайдет на очередной виток.

Мнение

Ярослав Нилов, глава комитета Госдумы по труду:

– Протестные акции – индикатор того, что проблема перезрела. Если закрывать глаза и давить, как на фермеров, можно получить эффект сжатой пружины. Конфликтные ситуации надо снимать на раннем этапе. Предлагаю в условиях экономической нестабильности ввести мораторий на «Платон». Тем более в преддверии президентских выборов разные силы будут пытаться политизировать любую искорку общественного недовольства.

Справка

«Платон» – российская система взимания платы с грузовиков. Ее оператором выступает компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», связанная с сыном Аркадия Ротенберга Игорем и структурами «Ростеха». За счет «Платона» государство сначала собиралось финансировать дорожные государственно-частные проекты, а потом начало расходовать эти деньги на ремонт. При этом сама система Игоря Ротенберга получает из федерального бюджета около 10 млрд руб. в год.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика