Опять теракт, а мы не в курсе? Что происходит в Турции

Sobesednik.ru попытался выяснить, насколько сейчас безопасно находиться в Турции – как её гражданам, так и туристам

Фото: Турок беспокоят не только взрывы, но и грядущий референдум // Global Look Press

Sobesednik.ru попытался выяснить, насколько сейчас безопасно находиться в Турции – как её гражданам, так и туристам.

Еще недавно гостеприимная, Турция сегодня кажется одной из опаснейших стран мира: ежемесячные теракты, попытка военного переворота, убийство российского посла Андрея Карлова...

Хрупкий мир

– В последнее время какое-то затишье с терактами: уже два месяца в Стамбуле все спокойно (в отличие от других турецких городов). В основном все теракты у нас происходили в туристической зоне – это как отдельное государство, – комментирует хозяин стамбульского кафе Эркан Ялдирим. Он, кстати, находился буквально в двух минутах ходьбы от эпицентра взрыва, который прогремел на трамвайной остановке у площади Султанахмет 12 января прошлого года.

Согласно «Глобальному индексу терроризма 2016 года», который был составлен Институтом экономики и мира (The Institute for Economics and Peace), из 162 стран по уровню терроризма Турция находится аж на 14-м месте. Что, впрочем, неудивительно: о себе дает знать соседство с пораженной терроризмом Сирией, куда сами террористы попадают именно через Турцию. Кстати, по словам посла Сирии в России Рияда Хаддада, в Турции террористы и проходят военную подготовку.

– Сейчас с безопасностью у нас всё, как и в других странах: есть посты в метро, аэропортах, торговых центрах, где сканируют сумки, проверяют документы у подозрительных граждан, – продолжает Эркан. – Но мы стараемся не ходить в многолюдные места. Самой безопасности нет – есть только ложное ощущение ее: кто захочет – все равно пронесет бомбу, приедет на машине или расстреляет. Как в клубе на Новый год...

Напомним, террорист в Турции в новогоднюю ночь расстрелял из автомата посетителей переполненного клуба Reina. Там находились до 700 человек. Погибли 39 (27 иностранцев), 70 ранены. Преступник сбежал, а ответственность за теракт традиционно взяло на себя запрещенное в России ИГ.

Но в Турции на этот счет мнения расходятся: одни уверены, что запугивают граждан исламские террористы, другие обвиняют сирийских и иракских беженцев, третьи – к­урдов...

У нас переворот, а у вас?

В ночь на 16 июля прошлого года произошло то, чего никто не ожидал – военный переворот. Правда, неудачный: президенту Эрдогану удалось его купировать, и теперь более 330 турецких граждан сидят на скамье подсудимых.

– Я хорошо помню утро после переворота: включив телефон, увидела кучу странных сообщений от друзей из России, – рассказывает Мария Корнеева, которая живет и работает в Стамбуле. – Вообще все новости Турции я получаю из России, иногда даже быстрее, чем их публикуют здесь. На это есть несколько причин. Одна из них – ограниченный доступ к информации: в Турции могут запросто закрыть Youtube, Facebook, Whatsapp и ограничить доступ к интернету повсюду. Во время военного переворота все так и было.

Я прочитала новости (или, как тут говорят, «хаберлер»), и тут мне пришло СМС от президента, который просил молиться за нацию и быть сильными, – вспоминает Мария. – Потом я пошла к соседу. «Что, опять взрыв?» – обыденно спросил меня он. Я ответила: «Происходит что-то похуже: мосты перекрыты военными, люди вчера не могли попасть в Европу (из азиатской части Стамбула – в европейскую, на другой берег пролива Босфор).

Однако были и те, кто попытку переворота все-таки заметил, по крайней мере, хотя бы услышал и стрельбу, и взрывы в ту ночь. Так, преподавательница английского языка в Стамбуле, которая живет в районе площади Таксим – это самый центр города, – вместе с семьей сидела в коридоре на полу и ждала, когда все закончится...

[:image:]

«Всем хочется просто жить»

– Было ли нам страшно во время переворота? Нет, ничего в нашей жизни не изменилось, – рассказывает таксист Серкхан. – Все эти военные, танки, поимка кого-то – мы устали пытаться это все понять. Всем хочется просто жить. Поэтому многих больше волнует экономический кризис, нежели теракты: все-таки взрывы где-то далеко, а денег на то, чтобы прокормить семью, может не хватить прямо сейчас.

Эрдогану, конечно, удалось восстановить международные отношения и с Россией, и с Америкой. Турция начала военную кампанию в Сирии... Но из экономического кризиса страна так и не вышла. Только с января этого года начал увеличиваться поток российских туристов на турецкие курорты. И местный бизнес настроен весьма оптимистично.

– После года неудач, когда перекрывались турпотоки, наша экономика наконец поползла в гору. Да, было трудно, но бизнес не загнулся, к тому же государство помогло доступными кредитами малым и средним предпринимателям. Сейчас мы ожидаем большой поток туристов, в первую очередь из России, – рассказывает хозяин ресторана в Анталье Мехмет Генгиор. – Мы мирный и спокойный народ: нам не нужна война, мы хотим процветать. И надеемся, что ситуация в ближайшее время стабилизируется.

Оппозиционеры – тоже террористы

Эксперт Международного центра стратегических исследований (Анкара) К­ерим Хас:

– Пожалуй, страна сейчас переживает самое сложное время с момента образования Турецкой Республики – с 1923 года. Недавно ехал в автобусе из Стамбула в Анкару. Автобус остановили, и военные проверили документы у каждого пассажира, но разве они смогут угадать, кто мирный, а кто едет взрывать?..

Впрочем, граждане боятся не только терактов: после неудачного военного переворота арестованы многие из тех, кто критикует режим. Даже 40 журналистов теперь за решеткой: просто за то, что освещали события в день переворота.

Внутри Турции сегодня три разлома, которые могут непредсказуемо изменить жизнь страны. Первый – этнические противостояния турок и Рабочей партии Курдистана. Второй – религиозный: между суннитами и алавитами (и кстати, в перевороте 1980-го использовали именно эту болевую точку). Сунниты, как правило, поддерживают президентскую партию, алавиты же – республиканскую. Но в последнее время ситуация начала меняться, и не исключено, что многие алавиты так же будут за президента.

У нас есть большие проблемы не только внутри страны, но и во внешней политике: прозападная Турция не находит общий язык со своими западными партнерами и даже думает выйти из НАТО. Это притом что после сбитого СУ-24 отношения с Россией хоть и наладились, но все же остаются напряженными.

16 апреля в Турции состоится конституционный референдум, на котором граждане будут голосовать: останется ли власть парламентской или же с 2019 года перейдет в руки президента. Думаю, у противников изменений шансов мало: Демократическая партия народов, выступающая против Реджепа Эрдогана, не сможет помешать принятию этих поправок, многие депутаты от ДПН арестованы. Говорить о политике турки сегодня вообще не любят – легко можно оказаться за решеткой. Власти уже заявляли: люди, которые не согласятся голосовать за переход к президентской республике – это практически особый вид террористов.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика