Новости дня

19 октября, четверг






































18 октября, среда





Вот такие пироги. История бизнес-успеха на семейных рецептах


Супруги-москвичи доказали, что бизнес можно построить даже на семейном рецепте пирога, узнал Sobesednik.ru.

Работа не ради работы

Пять лет назад Мунира Шерманова и Вадим Курганов жили в Душанбе и в профессиональном плане были далеки от темы общепита. Разве что любили вкусно есть и готовить. Вадим в семье считался спецом по плову, а Мунира – по пирогам.

– Моя мама все время пекла пироги, – рассказывает она. – Правда, она делала дрожжевые, а Вадиму такие не нравятся. Так что я для него пекла на песочном тесте. Правда, очень редко.

В 2011 году Мунира и Вадим решили переехать в Москву – их старший сын Бек перешел в 9-й класс, пора было присматривать вуз и готовиться к ЕГЭ. Для Вадима это был второй переезд – он еще в 90-е перебрался в Москву с родителями, а потом вернулся назад в связи с работой. На новом месте надо было думать, чем заниматься дальше, и супруги решили начать свой бизнес.

Тема еды возникла сразу, по словам Муниры, но были сомнения:

– До этого я работала менеджером, потом директором по продажам. Всю жизнь с цифрами. Мне казалось, что я ничем больше заниматься не смогу. С другой стороны, мы с Вадимом долгое время просто работали-работали-работали, потому что так принято, а потом поняли, что хотим что-то для души.

Первой была идея заняться пловом – коронным блюдом Вадима.

– Плов в Москве любят, – говорит он. – Но «правильный» плов – очень дорогой в технологической реализации бизнес. Мы пробовали много другого – хотели вялить колбасу, варить варенье, делать какие-то паштеты, но понимали, что все не то. А потом в Москве случился ресторанный день. Это было летом 2014 года.

Ресторанный день – международная акция для непрофессионалов: люди просто выходят на улицы со своей едой. Мунира и Вадим вышли с семейными пирогами: тонкое песочное тесто и толстый слой начинки – капуста с мясом и сыр со шпинатом.

– У нас было 12 больших пирогов, которые я накануне весь день готовила, а потом несколько часов подряд пекла, – рассказывает Мунира. – Наш друг на своей машине отвозил их Вадиму, который в парке «Красная Пресня» угощал гостей. Хорошо, что мы живем недалеко. В итоге все свои пироги мы в тот вечер продали.

Вместе с ними клиенты уносили визитные карточки Муниры и Вадима. Но супруги совершенно не ожидали, что начнутся звонки с заказами. Оба признаются, что испугались:

– Вроде и радость, но все, ты уже себе не хозяин: тебе заказали пироги!

Как не бояться воровства

– Мунира говорит, что именно тогда решила заниматься пирогами, а я все равно сомневался, что это наша история, – признается Вадим. – Общепит вообще один из самых сложных вариантов бизнеса, потому что, кроме кухни, надо настроить огромное количество процессов. Еще когда мы жили в Душанбе, я ездил в Москву на занятия по ресторанному бизнесу. Их вела такая опытная дама, которая сразу сказала: «Друзья мои, весь этот бизнес построен на воровстве. Воруют все, и, чтобы не воровали, в ресторане надо жить». И все, как отрезало: я долго считал, что это гиблое дело, боялся негатива. Это потом уже нам объяснили: надо просто вовремя платить людям, строить с ними нормальные отношения, вести учет продуктов. В общем, мы уже два года работаем и с воровством пока не сталкивались.

Чтобы еще раз проверить пироговую историю, Мунира и Вадим подписались на участие в Городском маркете еды. Загадали: если успех – значит, пирогам быть. Добавили к двум любимым семейным рецептам два других – с грушей и куриными желудочками, приготовили 40 пирогов, привезли на маркет оборудование, чтобы выпекать их на месте, встали и...

– Никто к нам не пошел, – вспоминает Вадим. – Люди просто проходили мимо. За два часа – никого. Мы не ожидали такого. Вышли бы с пловом – очередь бы стояла!

Ситуацию спасла мама Вадима. Она велела сыну нарезать пироги и идти «в народ» раздавать. Назад он вернулся уже с покупателями. В итоге все было продано, наутро начались звонки от заказчиков. И 25 августа 2014 года в одной из соцсетей появилось сообщение Вадима для друзей: «Радостно сообщаю! Мы с Munira Shermanova всерьез занялись пирогами!»

«Здравствуйте, Люба»

Название новому бизнесу придумывали на семейном совете: собрались многочисленные родственники, просидели в спорах несколько часов и разошлись ни с чем. Мунира с Вадимом были в безвыходном положении: утром им нужно было подать заявку на участие в маркете еды хоть с каким-то названием.

Когда они практически впали в отчаяние, пришел их старший сын Бек.

– Мы рассказали, что нужно срочно придумать название для пирогов, а ничего не выходит, – вспоминает Мунира. – Он посмотрел бумажки, посмеялся над вариантами и говорит: «А чего не назовете «Любовь Пирогова»?» Это было в точку! Сын получил премию в 5 тысяч рублей.

Название сразу стало предметом для шуток. Мунира говорит, что муж уже не раз предлагал ей сменить имя, потому что клиенты все равно считают, что она Любовь Пирогова.

– Оператор, которая у нас принимает заказы по телефону – Людмила, – рассказывает Вадим. – Она всегда представляется, но люди не слушают: «Здравствуйте, Люба, мы бы хотели сделать заказ». С этим ничего не поделаешь. Да и сам я, когда прихожу куда-то по рабочим делам и там спрашивают, кто я, отвечаю: «Я «Любовь Пирогова»!» Это всегда производит впечатление.

Первые несколько месяцев мифическая Любовь Пирогова готовила свои пироги на обычной кухне многоквартирного дома – в двух маленьких духовках. Вадим говорит, что это было ужасное время. В декабре 2014 года они наконец смогли переехать в арендованный цех. Бизнес тогда состоял из трех сотрудников: Муниры, Вадима и его мамы.

– Вадим был закупщиком, принимал заказы и сам разво­зил, – рассказывает Мунира. – А мы с мамой лепили. Заказы были нерегулярные – иногда могли весь день ждать, а иногда случался аврал. У нас тогда было уже 10 видов пирогов.

Шпинат по фэншуй

Сейчас «Любовь Пирогова» – это 30 человек, которые каждый день пекут и продают до двух сотен пирогов 20 разных видов. Начинки придумывает Мунира и легко может объяснить на пальцах, почему в пирог из карельской черники не добавляет сахар и с какими травами лучше всего томить барашка. По словам Вадима, его влюбленная в цифры жена, которая всю жизнь печет пироги, долго не признавала в себе повара и сдалась, только когда поняла справедливость принципа «хочешь сделать хорошо – сделай сам». Учит поваров она тоже лично – именно поэтому, а не из желания сэкономить, супруги предпочитают нанимать непрофессионалов.

Только за этот год на изготовление пирогов у них ушло 6 тонн сливочного масла, 46 тысяч яиц и 800 кг шпината. Масло – главная боль: от него напрямую зависит, каким будет тесто. Чтобы отыскать нормальный вариант, Вадиму пришлось закупить, а Мунире протестировать около 30 видов.

– А со шпинатом была показательная история, – рассказывает она. – Мы используем только свежий, а он бывает с песком и прочим мусором. Существуют специальные моющие средства для фруктов, овощей и зелени, которые используют в ресторанах. В самом начале к нам пришел опытный повар, который показал, как это делается. Я посмотрела и сказала, что так не хочу, лучше буду дальше мыть руками. Он посмеялся: «Хорошо, сейчас у тебя три килограмма шпината в день – ты их моешь и складываешь по фэншуй, а потом будет 10 и ты сдашься. Сейчас ты играешь, как на домашней кухне, а потом у тебя будет по 100–200 пирогов в день и придется упрощать процессы». Сейчас у нас и 10, и 20 кг шпината, и мы все равно моем всё вручную. У нас и 100, и 200 пирогов, но мы до сих пор «играем». Потому что я хочу делать их так, как всю жизнь делала для себя.

Детали

Вложения. На домашнем этапе работы Мунира и Вадим потратили около 60 тысяч рублей: маленькая полупрофессиональная печь обошлась в 30 тысяч, еще столько же ушло на формы для выпечки, одноразовую посуду и продукты. В дальнейшем 3 млн рублей были потрачены на аренду цеха и ремонт в нем, депозиты, инвентарь, оргтехнику и пр., а также на продукты на первые 3 месяца.

Продукты. Это самая большая статья расходов, в которой самый дорогой продукт – сливочное масло. «В последние полгода цена на него в Москве выросла на 60 процентов, – объясняет Вадим. – Сегодня мы покупаем масло по 500 рублей за кг. Привозим издалека, поэтому приходится закупать сразу тонну».

Сайт. Первый вариант сайта, который проработал 1,5 года, Вадим сделал сам. На новый сайт они уже потратили более 450 тысяч рублей и говорят, что все время что-то обновляют.

Реклама. Тут работает сарафанное радио: первыми клиентами Муниры и Вадима были друзья и родственники, которые рассказали своим близким и коллегам, а те – своим. «Лучшей рекламой мы считаем наш продукт. Еще нам очень повезло: мы попали на Даниловский рынок – лучший в стране. Во-первых, там не тратили денег на ремонт, только купили оборудование. Во-вторых, там прекрасные гости и особая атмосфера. Мы имеем продажи пирогов по кусочкам, а это опять-таки продвижение».

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания