Как 16-летний "ревизорро" навел порядок в магазинах Липецка

Sobesednik.ru выяснил, как и почему школьник вышел на тропу войны с неликвидом в липецких магазинах

Фото: Кирилл Мишин // Стоп-кадр YouTube

Sobesednik.ru выяснил, как и почему школьник вышел на тропу войны с неликвидом в липецких магазинах.

16-летнего Кирилла Мишина в Липецке называют местным «ревизорро». У него довольно необычное для подростка хобби: девятиклассник проверяет магазины на некачественные продукты.

«Не люблю, когда обманывают»

Кирилл Мишин – самый обычный подросток. Учится в гимназии, мама работает фельдшером на станции скорой помощи, папа – пожарный. Как в любой российской семье, большая часть доходов у Мишиных уходит на еду, и, как любая другая семья, они, конечно, попадали на некачественные продукты. Когда в моду вошли телепрограммы о проверках в магазинах и общепите, Кирилл стал смотреть их запоем. Тогда же он узнал, что проверками занимаются не только специальные службы и телеведущие, но и общественные организации и просто граждане – проверяющим в принципе может стать каждый. Он – в том числе. И скоро ему такая возможность представилась.

– Обычно мы ходим за покупками всей семьей, иногда меня родители посылают в магазин купить что-нибудь по мелочи, – рассказывает Кирилл. – Как-то я заметил в магазине просроченный сыр и попросил его убрать. Сыр унесли, но на следующий день он опять появился на прилавке. Не люблю, когда обманывают.

Оказалось, что в липецких магазинах просрочки и другого неликвида не меньше, чем в телевизоре. Кирилл решил, что мириться с безобразием в торговле неправильно, и вот уже почти год он ходит в продуктовые магазины, как на работу, – не столько покупать, сколько проверять.

Могут матом, могут выгнать

Кирилл устраивает инспекции пару раз в неделю. В рейды обычно выходит в выходные или после уроков.

– Проверяю все подряд, но в первую очередь те продукты, которые продаются по акции и которые внешне мне не нравятся, – рассказывает липецкий «инспектор». – Если продукт хороший, ставлю обратно на полку, а если просроченный, кладу в тележку.

На самом деле Кирилл давно понял, какие продукты чаще всего бывают просрочены: это нарезанный и расфасованный сыр, кондитерка вразвес и колбаса. Хотя говорит, что с истекшим сроком годности могут продавать абсолютно всё – в том числе, например, детское питание.

Насобирав полную тележку просрочки, вздувшихся банок, товаров без стикеров и прочего неликвида, Кирилл вежливо объясняет главному – директору, управляющему или просто старшему кассиру магазина, – что этот товар не должен продаваться, и просит при нем вскрыть упаковку, чтобы не получилось, как с сыром.

– Реагируют по-разному, – рассказывает он. – Кто-то без споров вскрывает и даже благодарит за помощь. Но бывает и так, что начинают кричать, ругаться, орать матом и пытаться выставить меня на улицу. В одном и том же магазине у сотрудников может быть разная реакция.

В июне у Кирилла случился серьезный скандал. Он нашел неликвид, но продавцы слушать не стали – потребовали, чтобы парень ушел. Охранник выгонять его отказался, тогда на помощь позвали грузчика. Тот вытолкал подростка из магазина, порвав ему рукав куртки.

– Я вызвал полицию, но писать заявление не стал, – говорит Кирилл. – Порванный рукав не тянет на статью, да и они передо мной в итоге извинились.

Сам школьник старается не конфликтовать и на оскорбления хамством не отвечает. На всякий случай заранее фотографирует всю некондицию, чтобы было четко видно, что с продуктами не так. Но если убедить продавцов вскрыть упаковку или хотя бы убрать товар с полки не получается, «ревизор» выходит на тропу войны.

– Я пишу письмо в Роспотребнадзор или в областное управление потребительского рынка, – рассказывает Кирилл, – и прикрепляю фотографии товара.

Загвоздка в том, говорит парень, что Роспотребнадзор предупреждает магазин о визите за несколько дней – есть время подготовиться. Поэтому специалисты ведомства нечасто находят нарушения, а штрафы выписывают еще реже. Он об этом знает наверняка: из Роспотреба ему всегда отвечают.

Куда эффективнее, по мнению Мишина, жаловаться на горячую линию, если речь идет о магазине федеральной торговой сети. Там дорожат репутацией и над жалобами работают.

– В одной торговой сети было много перемороженной рыбы, – вспоминает Кирилл. – Ее разморозили и опять заморозили, что недопустимо. Я этой рыбы целые тележки набирал, но сотрудники магазина не хотели ее убирать. Помог только звонок на горячую линию, после чего рыба исчезла, а директор магазина был наказан.

О своих «уловах» и стычках с продавцами Кирилл отчитывается в интернете: публикует в соцсетях видеоролики, фотографии и новости с потребительского фронта. Его читатели, например, всегда в курсе, в каком магазине проблемы с сыром, где торгуют гнилыми помидорами и куда за шоколадными конфетами лучше не ходить.

В мобильнике – СанПиНы

Теперь Кирилла знают в лицо во всех супермаркетах Липецка. Раньше ему запросто могли напомнить про возраст и посоветовать не умничать.

– Требовали предъявить паспорт, удостоверение журналиста, санитарную книжку, разрешение на съемку, – вспоминает он. – Но ничего этого мне не нужно. Есть Конституция, в которой написано, что каждый имеет право на получение и распространение информации. Магазин – это общественное место, и съемка в нем не может быть запрещена. Это все равно что запретить снимать в парке или на улице.

И Конституцию РФ, и закон «О защите прав потребителей» Кирилл изучил детально, а санитарные правила и массу других норм вообще скачал на телефон. Если нужно получить информацию о сроках хранения какого-нибудь продукта или сослаться в споре на закон, он просто открывает нужный документ в телефоне и зачитывает.

В региональном Роспотребнадзоре возрастом «инспектора» не интересовались, хотя признались, что знают: Кирилл – несовершеннолетний. Судя по реакции сотрудников, он уже успел всем порядком надоесть, но по закону игнорировать обращения никто не имеет права, даже если их автор – подросток. По словам адвоката Зиннура Зиннятуллина, как потребитель Кирилл имеет полное право жаловаться на нарушения в торговле.

– Я обращаюсь в Роспотребнадзор через интернет, – объясняет сам Кирилл. – Это удобно. Нужно оставить только свои имя, фамилию и адрес электронной почты для получения ответа.

Кирилл пока один в поле «ревизорро», но уверен, что за то время, что он проводит свои проверки, местные супермаркеты изменились – просрочки стало меньше и других нарушений тоже.

– Сейчас приходишь в магазин, а там, бывает, вообще нет просроченных товаров, – с гордостью говорит он. – Или находишь, но продавцы вежливо извиняются и обещают убрать.

Самой большой победой Кирилл считает тот факт, что ему удалось убедить сотрудников той самой сети, где ему порвали куртку, что переклеивать стикеры со сроком годности и стирать даты изготовления – плохо. Не революция, но по-своему прорыв. Вот только взрослые так не думают. Елена Мишина, мама Кирилла, не запрещает ему заниматься проверками, но говорить о сыновнем увлечении не хочет.

– Не верю, что они убирают товар с полок и его слушают, – вздыхает она. – Этим нужно заниматься, конечно, но не подростку, а соответствующим органам. Порядок надо наводить на другом уровне.

Что до одноклассников, то они считают, что увлечение у Кирилла крутое и нужное. А учителя иногда даже просят проверить какой-нибудь магазин.

– Это его осознанная гражданская позиция, – уверена Ирина Загурская, классный руководитель подростка. – Он же не просто проверяет, но обязательно перепроверяет. Мне было интересно, почему он занимается именно некачественными продуктами, и Кирилл объяснил, что рад бы писать и снимать о добром и светлом, но людей интересует другое.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика