04.08.2016

Текст дня: Дилемма Медведева – достойная жизнь или наука

Аспирант сравнил заработки зарубежных учителей и их коллег из РФ, которым Дмитрий Медведев посоветовал уходить в бизнес

Фото: Дмитрий Медведев // Global Look Press

Аспирант сравнил заработки зарубежных учителей и их коллег из РФ, которым Дмитрий Медведев посоветовал уходить в бизнес.

Sobesednik.ru ранее писал о том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на форуме «Территория смыслов», посоветовал «энергичным педагогам» заработать в бизнесе.

Текст аспиранта Дмитрия Анисимова о выступлении Дмитрия Медведева, который ученый разместил в своем блоге на сайте «Эха Москвы», размещает Sobesednik.ru.

* * *

Дмитрий Медведев на форуме «Территория смыслов» заявил, что ситуация, когда преподаватель российского вуза получает 10-15 тысяч, является чуть ли не нормой. «Всегда так было», — ответил председатель правительства на вопрос одного из участников форума, почему молодые учителя и преподаватели в Дагестане получают столь невысокую зарплату, а полицейские — от 50 тысяч. Оказывается, профессия преподавателя, по мнению премьер-министра, априори не предполагает высокого дохода, а является исключительно неким моральны призванием, что-то вроде своего рода волонтёрства.

Дмитрий Медведев решил сравнить текущее положение дел с временами его юности. Тогда, дескать, аспирант получал 90 рублей, а милиционер 250, и сейчас примерно так же. Конечно, 90 советских рублей никак не сопоставляются по покупательной способности с нынешний аспирантской стипендией, которая в СПбГУ находится на уровне чуть ниже 3 тыс. рублей. Более того, сравнение нынешней науки с временами 30-летней давности само по себе выглядит странно, но даже подобное сопоставление оказывается не в пользу власти, особенно если учесть, что многие преподаватели, работавшие ещё в СССР, крайне высоко оценивают материальные гарантии того времени. Профессор ЛГУ, если верить воспоминанием моих преподавателей, получал по 500 рублей в месяц, мог иметь квартиру в центре города и ощущать себя весьма обеспеченным человеком.

Если не уходить в столь отдалённую во времени компаративистику, а посмотреть на положение дел в других странах, то можно увидеть, что государствах, находящихся в технологическом и научном авангарде, профессора государственных вузов никак не получают меньше 3-5, а то и 10 тыс. долларов. В соседней Финляндии, менее века назад находившийся с нами в одном государстве, зарплата школьного учителя составляет порядка 3500 евро, то есть 260 тыс. рублей, что по приблизительным подсчётам как минимум в 4 раза больше зарплаты не самого последнего российского профессора. Существует прямая корреляция между оплатой труда учёных и уровнем науки и образования.

Получается, что в России государство фактически снимает с себя элементарные для 21-го века социальные обязательства. Мало платят, говорит нам власть, — значит, идите заработайте в другом месте, займитесь бизнесом, всего хорошего вам, удачи. Я уверен, что Дмитрий Медведев, работавший в академической сфере, сам не верит в то, что говорит. Ему прекрасно известно, что серьёзная научная работа требует полной самоотдачи и колоссальных временных затрат.

Дмитрий Медведев прав в том, что наука — это призвание. Многие ученые попросту не могут без неё жить и, вместо того чтобы искать себе подножный корм на родине, вынуждены уезжать в те страны, где учёный может не заниматься бизнесом или подрабатывать посудомойкой, а полностью посвятить себя науке, а Россия тем временем теряет лучших граждан и потенциал для развития. Конечно, молодой учёный может работать где-то помимо университета. В наше время трудно встретить не подрабатывающего, где-нибудь аспиранта и даже студента, но о серьёзных научных достижениях в этом случае точно говорить не приходится, что красноречиво подтверждается комплексной деградацией российской науки. Наиболее пугающим является даже не текущее плачевное положение с материальным обеспечением науки и образования, а отсутствие перспектив для молодых учёных.

На самом деле ответить на вопрос о низкой зарплате преподавателей, заданный премьер-министру, весьма несложно — достаточно посмотреть, сколько средств государство выделяло на науку в этом году. Всего в российском бюджете на 2016 год только 3,6% отошло на образование, одновременно с этим 7,2% будет потрачено на содержание госаппарата, а 32% государственного бюджета вовсе пойдёт на силовой блок. Подобная структура бюджетных расходов ставит перед нами другой не менее важный вопрос: почему российское правительство проводит такую политику, когда для учёных денег никогда нет, а, например, на служебные автомобили чиновникам и на яхты руководителям госкорпораций есть? Ведь очевидно, что без развитой науки и образования, инвестиций в человеческий капитал ни у одного современного государства не может быть достойного будущего. Получается, что умные не нужны, нужны верные? Вопрос, конечно, судя по заявлениям премьера, во многом риторический.

По всей видимости, ответ на вопрос, почему российский учёный должен быть бедным, будущим поколениям даст с опорой на духовность и традиционные ценности новый курс «Основы государственной культурной политики», лоббируемый Министерством культуры для введения пока что только в подведомственных вузах. Публицист и учёный Кирилл Мартынов уже успел ознакомиться с нововведением и называет его «возвращением истории КПСС». В частности, новый предмет будет учить руководящей роли православия в российской культуре, приоритету традиционных ценностей и запрещать «очернение периодов российской истории». Не исключено, что в случае успеха идеологический курс со схожим названием, например просто «Основы государственной политики», появится и в других государственных вузах.

* * *

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика