Новости дня

17 декабря, воскресенье

































16 декабря, суббота












Как не обжечься на радиаторе?


Когда и если такое произойдет, будет поздно утешать себя экономией // архив

Неотъемлемой частью ремонта в наши дни стала замена «старинного» чугунного радиатора отопления на новомодный, сделанный из современных материалов. Потребитель порой и не подозревает, что обновка не только не сделает дом теплее, но еще и добавит проблем и расходов.

Беда в том, что в технических характеристиках радиаторов, как и прочей бытовой техники, потенциальный покупатель, как правило, не разбирается совсем и при покупке ориентируется прежде всего на цену — чем она меньше, тем лучше. Поставщики пользующегося спросом товара охотно идут навстречу: российские фирмы-дистрибьюторы активно импортируют радиаторы отопления из стран азиатского региона. Мало кто задумывается, откуда именно берется их более чем демократичная цена. А про это есть отдельная история.

Началось все в середине 2000-х, когда у благосостояния населения еще был рост и народ всерьез увлекся евроремонтом всего, вплоть до батарей. Обнаружив повышенный спрос на данное техническое изделие, российские фирмы стали активно импортировать дешевые китайские радиаторы отопления в Россию. Очень быстро количество импортеров выросло до сотен. В борьбе за прибыль находчивые российские предприниматели, размещая заказы на китайских предприятиях, стали ненавязчиво просить сделать радиаторы «еще дешевле». Азиатские производители пожали плечами, но просьбе вняли — не терять же клиентов на столь перспективном, хоть и диковатом рынке. И добросовестно снизили себестоимость продукции. Естественно, не в убыток себе — они просто стали использовать меньше металла. В итоге радиаторы стали легче, их стенки — тоньше, а прибыль — больше. Если помимо математики подключить еще и физику, то станет ясно, что пострадала главная характеристика радиаторов — теплоотдача: меньше металла, тоньше стенки, хуже обогрев помещения.

На фото: неравномерная заливка алюминия

Еще один немаловажный момент: как известно, федеральный бюджет в этом году у нас принят с дефицитом более 2 трлн руб. «Причем тут радиаторы?» — спросите вы. Поясняем: тут многое зависит от таможни, которой поручено жестко пресекать случаи ввоза товара по заниженной стоимости. Но «бизнесмены», для которых отопительные системы — лакомый кусок, придумали хитрую схему «растаможки», которая легко обходит все запреты. Российский поставщик радиаторов просит иностранных контрагентов выписать ему счет-фактуру на сумму более низкую, чем фактическая стоимость сделки. Затем они кулуарно производят расчет по реальным ценам. Далее, имея на руках фактически «липовые» документы, российские компании-импортеры подают недостоверную таможенную декларацию и ввозят контрабандный товар. А федеральный бюджет теряет миллиарды. К слову, четверть радиаторов ежегодно ввозится в нашу страну дешевле рыночной стоимости алюминиевого лома! Ну и где нелегальные схемы и сверхприбыли, там процветают коррупция и криминал.

Практический результат выходит и вовсе плачевным. Купив такой удешевленный радиатор, пользователь очень недолго радуется его симпатичному внешнему виду. С приходом холодов он в лучшем случае обнаруживает, что китайское чудо техники греет его квартиру крайне неохотно, и бежит покупать электрообогреватель. В худшем отопительный прибор не выдерживает перепадов давления в теплосети и становится причиной потопа. В результате хозяин такого радиатора тратит деньги не только на новую батарею, но еще и на ремонт в квартире. И, как правило, в залитой квартире этажом, а иногда и двумя-тремя этажами ниже. Кроме того, при подобной аварии есть риск получить серьезный, иногда смертельный, ожог кипятком.

На фото: слева — ржавый ниппель; справа — картонные прокладки

Главный подвох в том, что обязательных требований к радиаторам отопления в российском законодательстве нет, стандарты их производства являются добровольными. И на коробках с китайскими радиаторами появились данные об их весе и теплоотдаче, значительно превышающие реальные показатели. Ассоциация производителей радиаторов отопления (АПРО) организовала масштабную акцию «Честный радиатор», в рамках которой были проверены радиаторы с полок 200 магазинов в 42 регионах страны. В 80% торговых точек реализовывались радиаторы, чьи заявленные характеристики не соответствовали действительным. Ассоциация сообщила о массовом нарушении закона «О защите прав потребителей» (ст. 10, п. 1). Закон гласит, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю честные данные о товарах (работах, услугах), реализацией которых он занимается. Однако возможность оценивать характеристики товаров покупателю не предоставляется, так как на упаковках систем отопления зачастую указывается недостоверная информация.

А, собственно, почему бы так и не делать, если качество продукции никто не контролирует, а «сертификат соответствия» можно купить в любом ларьке? Сегодня, к сожалению, сформировался целый бизнес лабораторий-однодневок, которые выдадут вам любой требуемый документ.

К сожалению, в России все еще есть сферы бизнеса, где предприниматели руководствуются принципом «после нас хоть потоп». Причем в данном случае — в самом буквальном смысле. Не слышно, чтобы вопросом стандартизации радиаторов отопления, без которых в нашей стране не прожить, озаботился хоть кто-то из чиновников. А страдает в итоге только потребитель. Но, тем не менее, в России есть и собственная достаточно продвинутая индустрия по производству алюминиевых и биметаллических радиаторов, отвечающая всем требованиям безопасности и качества. И эта отрасль намерена продолжать курс на качественную продукцию. У производителей есть надежда, что государство этот курс поддержит. Еще в феврале Федеральная таможенная служба инициировала документ, по которому ни один импортный товар не выпустят в обращение, если его задекларированная цена окажется подозрительно низкой. Отечественные производители надеются, что данная мера — не разовая. И в конце концов она приведет к ликвидации «серых» контрабандных схем и общему повышению качества реализуемой на российском рынке продукции.

Реклама

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания