Новости дня

19 сентября, среда

18 сентября, вторник

Найдены гигантские черные дыры, видевшие первые дни жизни Вселенной

Space.com

Ученые нашли новый тип гигантских черных дыр, которые рождались в юной Вселенной из-за коллапса облаков газа.

Как сообщает Space.com, астрофизики из Гарварда нашли первые доказательства того, что в самых ярких галактиках после рождения Вселенной существовал особый тип черных дыр. Речь идет о гигантских черных дырах, возникших в результате прямого гравитационного коллапса огромных облаков газа, минуя стадию его превращения в звезды.

«Главная особенность этого процесса заключается в том, что он приводит к рождению гигантских черных дыр в один присест. Размеры тех черных дыр, которые существовали в первые дни жизни Вселенной, говорят о том, что их рождение из небольшого звездного "зародыша" было крайне маловероятным — они просто бы не успели накопить достаточно массы за время своего существования», — приводит Space.com слова Абрахама Лоеба из Гарвардского университета.

Астрофизики пришли сделали это открытие, наблюдая за несколькими древнейшими галактиками Вселенной, которые мы видим, благодаря гигантскому расстоянию между Землей и ними, в том виде, в котором они существовали в первый миллион лет жизни мироздания после Большого Взрыва. Ученые изучали состояние облаков из газа и пыли в этих галатках.

Лоеб поясняет, что в большинстве галактик такие облака очень неоднородны по своему составу — в них присутствуют более плотные и менее плотные области, в результате чего такие газопылевые скопления постепенно распадаются на части и в более плотных участках начнут рождаться звезды. Однако в первых галактиках Вселенной этот газ, благодаря почти полному отсутствию в нем пыли и элементов тяжелее водорода и гелия, мог быть гораздо более однородным. Если такое облако достигало очень больших размеров, вмещая в себя миллионы или даже миллиарды масс Солнца, то тогда оно превращалось сразу в сверхмассивную черную дыру. Сейчас у ученых появились первые доказательства такого поведения газовых облаков в древних галактиках.

Например, ученым удалось найти намеки на то, что так все и происходило, в галактике CR7, найденной в 2015 году при помощи телескопов VLT и «Хаббл». Изучая эту галактику, группа Лоеба обнаружила, что в ее звездах и газе нет следов присутствия элементов тяжелее гелия, что стало первым намеком на наличие облаков, в которых рождаются черные дыры.