Основатель "Монстрации": Такие акции нужны... Я не знаю, зачем

Sobesednik.ru обсудил с художником Артемом Лоскутовым аресты после «Монстрации» и уличные акции и митинги в России

Фото: "Монстрация" прошла в Новосибирске 1 мая // Виктор Дмитриев / Global Look Press

Sobesednik.ru обсудил с художником Артемом Лоскутовым аресты после «Монстрации» и уличные акции и митинги в России.

Уже 12 лет 1 мая в Новосибирске проходит «Монстрация» — массовая художественная акция, участники которой выходят на улицы с абсурдными лозунгами и транспарантами. В нынешнем году после проведения акции основателя «Монстрации» художника Артема Лоскутова задержали после проведения акции. Правоохранительные органы утверждали, что Лоскутов организовал несогласованную демонстрацию, хотя «Монстрация» была согласована с властями города. Суд над художником состоялся 6 мая, где его признали виновным в нарушении части 1 статьи 20.2 КоАП РФ «Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Сразу после выхода из суда Лоскутова вновь забрали правоохранительные органы и обвинили в нарушении той же статьи.

Sobesednik.ru связался с Артемом Лоскутовым и узнал у него, что произошло после суда.

Задержали на ступеньках суда

— У меня сегодня был суд, и после того, как было вынесено решение, я спускался по ступенькам суда, и меня задержали полицеские еще раз, опять вменили ту же статью — 20.2 часть 2 [административная статья «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка» — прим. Sobesednik.ru] и сказали, что сейчас меня доставят в 6 отдел полиции, составят там протокол и отправят в суд, как было 1 мая.

Там мне вменяется в вину, что в конце демонстрации мы в течение 20 минут стояли на ступеньках библиотеки ГПНТБ (Государственной публичной научно-технической библиотеки) и фотографировались, собирали плакаты, увозили на фургоне. Все это названо отдельным каким-то митингом непонятно по какому поводу.

Обычно, на мой взгляд, митинг охарактеризован массовым высказыванием своего мнения по общественно-политическим вопросам. Но у нас не было высказывания своего мнения по общественно-политическим вопросам никаким, мы продолжали свою акцию. Видимо, это не было предусмотрено первоначальным планом — что мы встанем там, а не где-то в другом месте.

Два суда за одну акцию

— Но сама акция была согласована?

— Акция была согласована с властями, организатором ее была мэрия. Мне предложили к ней присоединиться. Собственно, первый суд меня обвинял в том, что «Монстрация» прошла без подачи уведомления. То есть это была та же статья, что мне сейчас вменяется — часть 2 статьи 20.2.

Судья квалификацию изменила на первую часть и признала меня виновным в нарушении первой части. Первая часть — это нарушение порядка на согласованных акциях. В чем именно я его нарушил, я пока не знаю, потому что мне только 10 [мая] пообещали выдать полностью постановление и еще согласились [выдать] резолютивную часть. И сверху накинули тут же второе дело. По сути, за одну согласованную акцию, которую мы провели на тех условиях, которые нам предложила мэрия, меня будут судить второй раз.

— Перед проведением «Монстрации» в сети появилась информация, что вы добровольно исключили себя из списка организаторов.

— Был такой момент. Мы пытались согласовывать «Монстрацию» по разным законам и подавали несколько уведомлений. Одно было по 54 ФЗ «О массовых акциях», второе было по местному указу № 1000 мэра города Новосибирска о культурно-массовых акциях. Акцию в итоге согласовали в форме культурно-массовой, а по 54-му закону отказали.

Сначала была претензия, что я не могу быть там среди заявителей, потому что у меня в прошлом году были наказания за статьи, их было больше двух или трех, и я теперь в течение года не могу быть заявителем массовых акций. Из-за этого — я не знал о законе, он новый, от 2012 года — я попросил себя исключить из заявки, оставить двух других людей, но она все равно не была согласована. Нам все равно не удалось воспользоваться своим правом. Нам отказали даже со мной исключенным из числа организаторов.

Бессмысленная процедура

— Как вы считаете, зачем вообще нужны акции вроде «Монстрации» и митинги?

— Акции типа «Монстрации» нужны... Я не знаю, зачем. Я, во-первых, не знаю, какие еще есть акции, похожие на «Монстрацию». Это художественная акция, где люди самовыражаются при помощи доступных средств. Такая ходячая выставка, творческий акт. Митинги нужны, чтобы люди могли как-то высказываться о каких-то проблемах.

Другое дело, тут вот какой нюанс — «Монстрация», она же берет начало с первомайского шествия, с первомайской демонстрации. На мой взгляд, первого мая эти политические выступления носят ритуальный характер. То есть все прекрасно понимают, что первого мая что-то пройдет, люди подержат транспаранты, может быть каждый год одни и те же, и на этом успокоятся. То есть это не митинг, привязанный к какой-то проблеме, он просто ритуальный, потому что так принято делать.

[:image:]

Поэтому, на мой взгляд, это такая довольно бессмысленная процедура, по крайней мере в том виде, в котором она сейчас в России проходит. Мне так казалось в 2004-м, когда мы первую акцию провели, и сейчас так же кажется. Поэтому «Монстрация» отреагировала доведением до полной бессмыслицы того, что написано на транспарантах. Вот, видимо, в какой-то момент там стали появляться лозунги еще и осмысленные.

Акция под запретом

— Как вы считаете, в будущем «Монстрацию» могут запретить?

— Фактически ее сейчас по одному из законов запретили проводить. Нам сказали, что отказывают в согласовании как самостоятельному мероприятию. Провести ее можно было исключительно в виде присоединения к какому-то официальному молодежному шествию. И так мы ее и провели.

Как самостоятельная акция она сейчас, можно сказать, под запретом. У нас пока настроение сотрудничать с департаментом культуры в будущем и попытаться в следующем году сделать каким-то образом как и сейчас. То есть общее какое-то шествие официальное, которое согласовывает мэрия, к которому присоединяется «Монстрация» в виде какой-то колонны. Тем не менее, хотя мы выполняем полностью все требования мэрии — это была их идея, так все сделать, — правоохранительные органы уже второе дело заводят и пытаются за что-то наказать. Я не понимаю, за что.

— Вы не будете пытаться сделать «Монстрацию» самостоятельной снова?

— Я пытался это сделать в этом году, много было попыток. В течение двух месяцев мы пытались сделать ее самостоятельной акцией, но столкнулись с отказом со стороны мэрии: они отправляли ответы по почте, почта их не присылала по несколько недель, а на попытки как-то коммуницировать, о чем-то договариваться в мэрии нам отвечали, что мы можем обращаться в суд и здесь с нами разговаривать не будут.

— А как вы считаете, что ждет акции и митинги в будущем?

— Не знаю. Сегодня столько сюрпризов со мной произошло, которых я не ожидал, поэтому делать прогнозы как-то не возьмусь. Я не знаю, что ожидает в будущем Россию — а вы меня спрашиваете про уличные акции. Жизнь покажет.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика