Репортаж "Собеседника": как Россия кинула сирийских беженцев

Как живется беженцам из Сирии в России и почему их не хочет замечать ФМС – читайте в репортаже Sobesednik.ru

Фото: Дети беженцев предоставлены самим себе // Александр Алешкин / «Собеседник»

Как живется беженцам из Сирии в России и почему их не хочет замечать ФМС – читайте в репортаже Sobesednik.ru.

Нам регулярно показывают по телевизору репортажи о наплыве в Европу переселенцев с Ближнего Востока.

Но в них нет почти ни слова о сирийских беженцах в самой России. Слов нет, а беженцы есть. И у нас им рады еще меньше, чем в Евросоюзе.

Ткачи из Алеппо

Лишь в одном подмосковном Ногинске проживают около 2 тыс. нелегалов, приехавших в основном из сирийского Алеппо – города, когда-то славившегося ткацкими фабриками. Ногинск, вокруг которого тоже немало швейных фабрик, – идеальное для них место: тут, казалось бы, сирийцы могли применить свои знания и опыт.

Но реальность куда печальнее. Россия готова помогать сирийцам на их территории. Но не на своей. Недавно реорганизованная и фактически упраздненная ФМС (ее функции передали МВД), если судить по многочисленным жалобам беженцев, оказалась не готова даже к такому малому количеству обращений – всего в России сегодня около 12 тыс. сирийцев.

В том же Ногинске метода у чиновников такая: встречи беженцев с представителями ФМС откладывались на несколько месяцев. А если к тому времени, когда сотрудники ФМС наконец назначат прием, у беженца окажутся просроченными документы, его депортируют.

«Мы здесь никто!»

Шади и его жена назначили мне встречу в кафе. Дом, где они снимают комнату, «светить» нельзя: они же теперь нелегалы... Уже несколько месяцев супруги пытаются оформить документы, чтобы жить в России на законных основаниях.

Два года назад Шади с женой приехали в Ногинск из Алеппо. Без проблем получили статус «временное убежище». Но в 2015-м им вдруг отказались его продлить. Супруги в мгновение стали нелегалами. Работу потеряли, даже на улицу стараются лишний раз не выходить: любая встреча с полицейским грозит или побором, или депортацией.

– Нам всем отказали в легализации, – рассказывает Шади. – Мои дети, родившиеся в России, даже не имеют свидетельства о рождении. Когда жена пошла с ними в ФМС, ей просто нагрубили. Мы здесь никто!

По словам Шади, они живы лишь благодаря помощи земляков, которым повезло найти работу. Нелегальную.

Цифры

2021 человек получили в России официальный статус «временное убежище» – из 12 тыс. сирийцев, находящихся сейчас в России. Всего с 2012-го российскую границу пересекли около 20 тыс. беженцев из Сирии, но часть из них уже перебрались в другие страны Европы (в основном в Норвегию) или были депортированы на родину. Статус беженца не предоставлен никому.

Счастливчик

27-летний Хасан – счастливчик. Он в России четвертый год и до недавнего времени считал, что ему несказанно повезло: удалось найти работу на одной из швейных фабрик Ногинска, которые тут с 80-х годов держат сирийские бизнесмены. Но и ему сейчас грозит депортация – документы-то не продлили.

– Почему мне нельзя находиться здесь легально? Дайте возможность работать и платить налоги, – сетует Хасан. – Куда я поеду? Мой дом давно разбомблен, а связь с родителями утеряна. В последний раз, когда я с ними разговаривал, они были в Турции. Оттуда они хотели перебраться в Европу.

[:image:]

Хасан, как и все нелегалы, получает за свою работу копейки. Живет в однушке, которую снимает на паях с четырьмя земляками. Туда-то они меня и пригласили с условием не фотографировать.

Обстановка в квартире поражает убогостью – матрасы на полу, запах сырости и мрак. Ни мебели, ни телевизора, ни нормальной посуды...

– Живем в спартанских условиях, – вздыхает двоюродный брат Хасана Мухаммед, тоже теперь нелегал. – А в Сирии у каждого из нас были большие дома, свой двор, посреди которого стоял стол... Там каждый вечер собиралась вся родня... Но нам грех жаловаться на судьбу. Живы-здоровы – и слава Богу!

Тариф – 150 тысяч

По словам братьев, они не ожидали, что Россия настолько коррумпирована, что купить можно даже разрешение на проживание в стране. Месяц назад, говорят, в Ногинске появился некий Анвар. За 150 тыс. руб. он обещал сделать все документы через «своих людей в ФМС»...

– Откуда у нас такие деньги? – разводит руками 30-летняя Риим Жассер, с которой я встретился по рекомендации братьев. – В городе работы нет, денег не хватает даже на хлеб, а у нас двое маленьких детей. Я пыталась обратиться в мэрию за помощью, а меня не пустили даже за порог.

– Кто будет слушать этих бедолаг? – возмущается сотрудник комитета помощи беженцам «Гражданское содействие» Лайла Рогозина. – Мы не раз обращались к городским властям, но и нас они не хотят слушать, а вы говорите: беженцы. Им отказывают даже в срочной медпомощи. Был случай, когда больного онкологией старика-сирийца по скорой увезли в больницу, но через 3–4 дня выгнали на улицу.

– Если у беженцев все в порядке с документами, пусть обращаются к нам, – местный депутат Иван Рыбников – сама благожелательность. – Поможем, чем можем. Но пока никто не обращался. Если они молчат, может, у них рыльце в пушку?

Вот такая занятная логика. А почему бы депутату самому не попытаться выяснить: отчего это в Ногинске сирийским беженцам, у которых был статус «убежище», вдруг стали массово отказывать в его продлении? И на что существуют эти люди без возможности работать, лечиться, учить детей – ведь это прямой путь к повышению уровня преступности в его округе?

[:image:]

Школ для сирийцев нет

Сотни сирийских детей сидят дома. Ни одна школа Ногинска не берет их. Даже если с документами все в порядке. Усилиями правозащитников осенью прошлого года в школу удалось устроить лишь одну девочку.

– Она на удивление быстро нашла общий язык с одноклассниками и уже свободно говорит по-русски. – Рогозина с улыбкой показывает фотографию 9-летней Фатемы. – Но это редкость – обычно мы получаем отказ. Говорят, школы переполнены. Хотя мы знаем: в городе места есть. Чтобы хоть как-то помочь этим детям (да и взрослым сирийцам тоже) адаптироваться в России, наш комитет организовал курсы русского языка.

Но и тут не обошлось без проблем. Кто-то из местных жителей написал жалобу в ФСБ на мужчину, предоставившего свою квартиру учебному цент­ру. Сейчас его проверяют спецслужбы – не сотрудничает ли он с запрещенным в России ИГ?

Так что курсы не сегодня завтра могут закрыться.

– Пусть закрывают! Зачем нам сирийцы? – буквально кричат мне в лицо местные жители. – В городе и так работы нет!

Ненависть к приезжим ощущается на каждом шагу. Недавно подростки у 22-летней беженки сорвали с головы платок. Оскорбленная семья девушки вынуждена была покинуть Россию и искать убежище там, где люди более гостеприимны.

Светлана Ганнушкина: Россия должна быть милосердна не только к Башару Асаду

– Раньше сирийцам документы о временном убежище давали без проблем и сразу на год, – уверяет глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – Потом их положено продлевать, но сейчас это почти невозможно. В ФМС отказные бумаги «набивают» всякой ерундой: не встал на учет, не вовремя въехал, нарушает правила проживания... Что вдруг случилось? По логике картина должна быть иной – активно принимая участие в войне в Сирии, Россия должна была бы быть милосердна не только к Башару Асаду, но и к его согражданам.

[:image:]

P.S. Полноценный комментарий от ФМС нам так и не удалось получить. После двухнедельных переговоров с УФМС по Московской области Sobesednik.ru получил лишь сухую справку: «В настоящее время в УФМС России по МО на рассмотрении находятся 83 заявления граждан Сирии о предоставлении им временного убежища на территории РФ. Большинство обратившихся и обращающихся граждан Сирии прибыли в РФ до начала боевых действий по "многократным" либо "деловым» визам"».

Кто продлевает такие визы? МИД РФ? В ведомстве нам сказали: раз речь идет о тех иностранцах, что уже находятся в России, значит, это дело ФМС. Которую упразднили.

Sobesednik.ru обратился в посольство Сирии в Москве. Но и оттуда ответа не дождался (там сказали: нам надо перевести ваш запрос на арабский, потом подождать ответа посла). Вот такой замкнутый круг.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика