Владимир Кара-Мурза: Михалков и Бортко дали бы пощечины сами себе

Колумнист Sobesednik.ru Владимир Кара-Мурза о Бортко, который превратился в Михалкова, и сериале о Регине Збарской

Фото: Никита Михалков // Анатолий Ломохов / Global Look Press

Колумнист Sobesednik.ru Владимир Кара-Мурза о Бортко, который превратился в Михалкова, и сериале о Регине Збарской.

С некоторым опозданием (программа вышла еще в конце февраля) зрители бросились страстно обсуждать выступление Владимира Бортко – когда-то гениально экранизировавшего «Собачье сердце» М. Булгакова – в ток-шоу Сергея Минаева «Большинство» на НТВ. Режиссера, ставшего фанатичным защитником Сталина, откровенно заносит в слепом оправдании «отца народов». На доводы оппонентов о самоубийственном размахе репрессий он невозмутимо отвечает: «А что тут особенного? Да, надо было уничтожать людей, такое время...» И на вопрос «Если ради государства нужно было уничтожить и вашу семью, вы пошли бы на это?» парирует: «Конечно, пошел бы...»

Правильно сказал радиоведущий Михаил Козырев. «Я, – говорит, – с детства люблю «Неоконченную пьесу для механического пианино» и «Собачье сердце». Но не могу сейчас смотреть ни на Михалкова, ни на Бортко». Я считаю, что Никита Михалков 1976 года, когда он снял «Неоконченную пьесу», нынешнему Михалкову руки бы не подал. А дал бы ему пощечину. А Бортко тот – Бортко нынешнему. У многих, кто ценит их прежние фильмы, когнитивный диссонанс между тем, что они видели на экране, и тем, какими людьми авторы этих фильмов стали сейчас. Это не новая проблема. Когда была война с Турцией 1877–1878 гг. (турецкая тема сейчас тоже актуальна), Ф. М. Достоевский днем вел и затем большим тиражом издавал «Дневник писателя», где представал одноклеточным и ходульным «великодержавником», но тем же вечером вкладывал оглушительный и убийственный для официальной пропаганды гуманистический пафос в свои романы.

Или, например, был такой философ Александр Зиновьев, который написал великий роман «Зияющие высоты». Так он к старости стал сталинистом. Но своим романом «Зияющие высоты» он для разоблачения сталинизма сделал гораздо больше, чем все килограммы бредятины, которые он наговорил перед смертью, будучи доверенным лицом Зюганова. До эмиграции (а его при Брежневе выслали) это был искрометный, остроумнейший человек, который камня на камне не оставлял от коммунистической идеологии, а ближе к закату жизни, я так считаю, стал недостоин самого себя.

[:image:]

«Первый канал» показал сериал «Красная королева» – о советской модели Регине Збарской. У нее была тяжелейшая судьба. Взяли, разумеется, самую желтую ее сторону. Во всяком случае, это не мыльная опера, а реальная история. И некоторые ее герои еще живы – первый муж Регины, художник Лев Збарский, живущий в Нью-Йорке. Я знаю, что сейчас в интернете на его лечение собирают деньги. Если бы «Первый канал» присоединился, помог, я считаю, это было бы благородно. Раз они делают на этом сюжете рейтинг, то неплохо бы поделиться с прототипом одного из героев.

P.S. Лев Збарский скончался 22 марта через 2 дня после того, как Владимир Кара-Мурза написал эту колонку для газеты «Собеседник».

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика