Новости дня

12 декабря, вторник



























11 декабря, понедельник


















Константин Баканов: До Хрущева с его разносом нам еще есть куда падать

«Собеседник» №9-2016

Петр Павленский после поджога двери ФСБ // AP / East News

Обозреватель Sobesednik.ru рассуждает о том, как власть диктует обществу, что считается искусством, а что – нет.

В России нарастает противостояние искусствоведов и чиновников. Скандалы вокруг стартовавшей «Золотой маски» и арт-премии «Инновация» – вряд ли последняя капля в этом конфликте.

[:rsame:]

До Хрущева с его разносом выставки в Манеже нам еще есть куда падать. Художника Павленского за поджог двери ФСБ не только наказали (точнее, скоро накажут через суд) посадкой, но и... наградили (точнее, пытались наградить). Экспертный совет премии в области современного искусства «Инновация», состоящий из арт-критиков, проголосовал за то, чтобы номинировать акцию Петра как произведение визуального искусства. Говорят, у Павленского были прекрасные шансы, но его сняли «высшие силы» – организаторы из Госцентра современного искусства. В итоге скандал: несколько членов экспертного совета хлопнули дверью (хорошо, что не подожгли).

С Павленским вопрос, конечно, спорный: аргументы, что, создавая произведение или акт искусства, нельзя нарушать Уголовный кодекс, худо-бедно можно принять. Гораздо интереснее, чем через месяц с небольшим разрешится скандал вокруг авторитетнейшей театральной премии «Золотая маска». Основа конфликта та же: сторонников развития искусства и смелых решений попросили подвинуться и в этом году ввели в жюри тех, кто способен оценить спектакли с точки зрения «традиционных ценностей», чтобы новаторов вроде Серебренникова и Богомолова сбросить с пьедестала. И тот и другой, впрочем, объявили, что сбрасываются сами, и сняли свои спектакли с «Маски».

Когда спор об искусстве остается внутри театрального или арт-сообщества – это нормальная и даже вечная история. Однако в современной России сюда подмешивается еще и политика. Художники и режиссеры показывают власти и конкретно силовикам то, что в свое время нарисовала на разводном питерском мосту арт-группа «Война». Критики по большей части готовы оценить свободолюбие, но Минкульт явно симпатизирует «государственникам» и консерваторам. Если в этом году незримое око при поддержке нововведенных экспертов не сможет оказать влияние на результаты, «сверху» продолжат объяснять, какое искусство считать правильным.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания