Новости дня

16 декабря, суббота

15 декабря, пятница

Древний марсианский вулкан "наклонил" планету

Nature

Вулкан Купол Фарсида своей активностью около 3,7 млрд лет назад сместил наклон оси Марса, считают ученые.

Ученые из университета Париж-юг XI смоделировали наклон оси вращения Марса до начала активного формирования вулкана Купол Фарсида. На основании этих данных удалось установить расположение палеополюсов, существовавших ранее. Об этом пишет журнал Nature 2 марта.

В своем исследовании ученые пришли к выводу, что вулкан «наклонил» ось вращения Марса почти на 20 градусов, сместив на себя линию экватора. Таким образом удалось объяснить ориентацию высохшей долины рек, которая располагалась параллельно линии экватора, существовавшего до формирования вулкана. Исследователи считают, что вулкан мог повлиять и на другие геологические процессы.

Купол Фарсида – это потухший щитовидный вулкан с основанием в 150 км и высотой около 9 км. Ученые считают, что он образовался в нойской эре, то есть около 3,71 млрд лет назад. Его основание находится под молодыми лавовыми потоками, которые могли извергаться вулканами из группы Фарсида в амазонийской эре.

Геологическая история Марса включает в себя три эпохи – нойскую эру (период от 4,5-3,5 млрд лет назад), гесперийскую эру (от 3,5 млрд лет назад до 2,9–3,3 млрд лет назад), и амазонийскую эру (от 2,9–3,3 млрд лет назад и до наших дней).