Антон Зарицкий: Жертвами "няни-убийцы" могут стать все гастарбайтеры

Обозреватель Sobesednik.ru — о том, как убийство ребенка в Москве попытаются использовать против всех мигрантов в РФ.

Фото: В МВД опасаются роста националистических настроений из-за убийства 4-летней девочки // Андрей Пронин / Global Look Press

Обозреватель Sobesednik.ru — о том, как убийство ребенка в Москве попытаются использовать против всех мигрантов в РФ.

Женщина из Узбекистана, которая работала в Москве няней, призналась в убийстве ребёнка. Её схватили у станции метро, где она размахивала отрезанной головой четырёхлетней девочки. Она выкрикивала угрозы, в том числе обещала устроить теракт.

Обезглавленное тело ребёнка, няней которого женщина и работала, ранее нашли в сгоревшей квартире на этой же станции метро. Камеры наблюдения зафиксировали, как «няня-убийца» выходила из подъезда незадолго до пожара. На её руках после задержания нашли следы горючего.

[:rsame:]

В обсуждениях этих событий снова стали поднимать тему введения визового режима со странами Центральной Азии. «Незамедлительное введение визового режима и депортация нежелательных иностранцев. Это единственный путь защиты от дикости и варварства, которые накатываются с Юга», — призывал, например, не маргинал-неонацист, а профессор МГИМО, известный историк Валерий Соловей.

В тот же самый день, когда в Москве схватили «няню-убийцу», в Челябинске кто-то убил мать, ребёнок которой спал в соседней комнате. В Сибири родной дядя зарезал племянницу, потому что та вступилась за мать в семейной ссоре, а региональный депутат сел в тюрьму на 14 лет за изнасилование собственной дочери. Наконец, уже сегодня в Удмуртии мужчина зарезал жену и оставил сына запертым в салоне машины вместе с мёртвым телом на несколько часов. Кого предложим выслать в этих случаях и против кого ввести визовый режим? Нет ли здесь «дикости» и «варварства» и откуда они «накатываются»? Я не вижу никакой связи между этими событиями — просто иногда происходят ужасные вещи и совершаются преступления. Но теперь попробуйте представить, что было бы, если бы во всех этих случаях виновными оказались, например, мигранты.

Стремление связать преступление одной женщины из Узбекистана и работу тысяч людей в России выглядит странно. Можно спорить о том, улучшит ли положение на рынке труда в России ужесточение контроля за миграцией сюда рабочей силы. Но как установить «нежелательность» иностранца, который не совершает никаких «дикостей» и «варварств» (как, отметим, не совершала их до вчерашнего дня, судя по отзывам семьи, и «няня-убийца»)? Просто высылать всех гастарбайтеров?

Тогда выходит, что преступление, потрясшее едва ли не всю страну, пытаются использовать просто как повод для очередного наступления на мигрантов. Причем повод искусственный: если прибегнуть к логике «не приехала бы она вообще — убийства бы не было», то чем, простите, этот ход мыслей отличается от аргументации сторонников «закона Димы Яковлева»?

И ведь многие из тех, кто сегодня призывает установить визовый режим с азиатскими республиками бывшего СССР, выступали против запрета на усыновление российских сирот иностранцами и требовали не мазать одной краской всех американцев из-за нескольких недостойных усыновителей. Но если теперь в устах этих людей случай«няни-убийцы» станет аргументом в пользу введения визового режима для носителей «дикости» и «варварства», разве не мажут они одной краской всех гастарбайтеров?

[:rsame:]

Чем это можно объяснить? К американцам сегодня отношение неоднозначное, и многие наверняка к ним относятся даже свысока и с презрением — но точно не с таким же, как к гастарбайтерам. И именно поэтому, когда один из мигрантов совершает преступление, в глазах многих, казалось бы, здравомыслящих людей моментально наступает коллективная ответственность: «да все они там такие». И даже те, кто еще вчера разоблачал сюжеты государственной пропаганды о том, как Европа вот-вот падёт под натиском мигрантов, творящих бесчинства на каждом шагу, — сегодня сами ударяются в такие же обобщения. Своя рубашка ближе к телу, и свой мигрант оказывается страшнее соседского; страх парализует разум, и в дело вступает обычный бытовой расизм.

Задержанная няня Гюльчахра Бобокулова объяснила своё поведение (угрозы устроить теракт и размахивание отрезанной головой ребенка) желанием привлечь к себе внимание. По некоторым данным, на убийство ее толкнула семейная драма. Трудно, конечно, гадать, что в голове у человека, который способен обезглавить четырёхлетнего ребёнка. Тем более — ребёнка, которого какое-то время нянчил. Но у меня есть только одно объяснение, почему «няня-убийца» не успокоилась на поджоге квартиры, а решила устроить ужасающую своей дикостью демонстрацию у метро.

Вместо очередного гастарбайтера, которого многие удостаивают только презрения, она, очевидно, попыталась «стать» опасной, подать себя как террориста. Гастарбайтер — это кто-то вечно притесняемый, вечно уязвимый для всех. Гастарбайтеров не боятся. По крайней мере, даже гастарбайтеров-убийц, гастарбайтеров-насильников и гастарбайтеров-грабителей боятся наверняка меньше, чем террористов. (Косвенно это подтверждают действия органов правопорядка, которые теперь подвергаются критике: Бобокулову схватили почти через час после её появления у входа в метро в образе террористки; по сообщениям очевидцев, некоторые стражи порядка от нее, ходившей кругами, разбегались. Давно ли вы видели, чтобы полицейский в испуге убегал от мигранта?)

Мне кажется, подобные мысли могли промелькнуть в её повреждённом разуме. И я ни в коей мере не оправдываю ни жестокое убийство ребенка, ни поджог, ни действительно варварское представление у метро «Октябрьское поле» — всё это преступления, за которые придётся держать ответ; как нужно регулировать миграцию, в том числе трудовую, — вообще отдельная тема; я хочу только обратить внимание на одну вещь. Люди, которые так легко поддаются манипуляции — в том числе манипуляции в исполнении обезумевшей женщины-гастарбайтера из Узбекистана, — не должны удивляться, когда им, руководствуясь тем же принципом коллективной ответственности, пытаются предложить в качестве врага кого-то с менее смуглой кожей или даже «братский народ». Те, кто привык к этому коктейлю, уже не почувствуют, что в него недолили ксенофобии и переборщили с демагогией.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика