Андрей Кураев: Папа переиграл Патриарха

Андрей Кураев в интервью Sobesednik.ru вскрыл подноготную встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе

Фото: Встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского // Global Look Press

Андрей Кураев в интервью Sobesednik.ru вскрыл подноготную встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе.

В минувшую пятницу встретились Папа Франциск и Патриарх Кирилл. Проанализировать событие Sobesednik.ru попросил известного богослова, протодиакона Андрея Кураева.

Что обсуждали – секрет

– На православных порталах эта встреча оценивается как эпохальная, которая сглаживает разногласия между католиками и православными. Вы согласны с такой трактовкой?

– И еще почему-то пишут, что она первая в истории. Между тем в 1438-м году состоялся Вселенский (по версии католиков) Ферраро-Флорентийский собор, на котором был и митрополит Киевский и Всея Руси Исидор. Несмотря на титул «Киевский», он жил в Москве и оттуда управлял всей русской церковью. Тогда Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. И вот на Соборе митрополит Исидор встречался с папой Евгением и подписал унию вместе с византийскими патриархом и императором. Что интересно – унию он подписал от имени не только русской, но и сирийской церкви.

[:rsame:]

Московский князь эту унию отверг – вместе с авторитетом греческих начальников. Так что результатом той встречи главы Русской церкви и главы Римской церкви было то, что Русская церковь стала независимой от греков.

Но на этот раз серьезных последствий не будет. Да нынешняя встреча и не могла бы привести к каким-то значимым богословско-церковным подвижкам, так как Патриарх Кирилл не является главой православного мира. Он – глава лишь одной из 15 православных церквей в мире. Соответственно, объявлять о переменах в вере всего православного мира он не уполномочен.

– Насколько важна декларация, подписанная сторонами?

– Декларация – не самое главное, что было на этой встрече, потому что она составлялась задолго до самой встречи. Заранее были согласованы не только ее текст, но и официальные переводы. Более того, эти тексты были розданы доверенным журналистам еще до начала встречи. Так что явно не текст декларации обсуждался в течение двух часов в приватном разговоре между Патриархом и Папой, а какие-то другие сюжеты. Что именно – думаю, мы не узнаем этого до тех пор, пока на Кубе не сменится власть и следующий режим не раскроет архивы спецслужб (а они, несомненно, прослушивали эту беседу).

Проколы службы протокола

– Папа подарил Патриарху мощи св. Кирилла. А Патриарх подарил Папе икону Казанской Божьей матери. Это ценная икона?

– Нет, тут дело в истории. До того как оригинал этой иконы был украден в 1904 году, с него успели снять несколько значимых копий. Одна из них после всех наших революционных метаморфоз попала в Ватикан, где висела в Папском кабинете. Папа Иоанн-Павел Второй в 2004-м вернул эту икону в Россию.

– То есть привезенный Патриархом новодел – совсем не равноценный подарок?

– Нет. Вообще, из многих таких мелочей складывается картина дипломатической победы Папы.

Смотрите. Первое. Подарок, который Папа делает Патриарху: частица подлинных мощей святого Кирилла, которые лично значимы для Патриарха Кирилла. В ответ он получает копию мало что значащей лично для него, аргентинца, иконы.

Второе. Знамя, под которым сидел Патриарх, было, простите, не выглажено. В отличие от Папского флага. Это все – проколы службы протокола.

Допускал промашки и сам Патриарх. Так, он волновался и поэтому сел, когда Папа еще стоял. Так что ему пришлось снова вставать. Неудачной была и первая фраза Патриарха: он начал говорить о самолетах – мол, благодаря им мы можем встречаться вдалеке. Папа же начал свою речь, как и подобает его сану, с упоминания Святой Троицы – что она своей любовью нас свела...

[:rsame:]

Кроме самолета, Патриарх допустил еще ошибку, сказав, что Куба – далеко. Для москвича это и впрямь что-то очень далекое. Но для аргентинца Бергольо Куба – близкий сосед. В общем, эта увертюра Патриарха выглядела не слишком продуманной.

В финале только Папа поблагодарил кубинского президента, который присутствовал в зале. И это тоже дипломатическое очко Папе.

Кто чей гость

– Православные СМИ писали – местом встречи выбран Новый Свет, нейтральная территория, где нет христианских войн...

– О какой нейтральности может идти речь, если Куба – традиционная католическая страна? Это каноническая территория Римского Папы. С точки зрения религиозной географии все вполне очевидно: Патриарх был в гостях у Папы. Куба – коммунистическая страна и потому «нейтральна»? Но Патриарх вроде бы не посланник КПРФ и не посол России.

Кстати, очень неприятно было, что Патриарх летел на Кубу, провожаемый улюлюканием наших православных активистов, которые обвиняли его в том, что он едет предавать православие и подписывать очередную унию. Да, подписанная Декларация исходит из того, что мы признаем католиков не сектой, а христианской церковью. Но эта формула давно существует в официальных документах РПЦ.

Но сколь неверны эти обвинения, столь же избыточны пафосные комментарии итогов встречи. Для Папы это обычная рабочая встреча. Повторюсь, Патриарх Кирилл – один из 15 лидеров православного мира. С другими Папа регулярно встречался. Так что это скорее событие в жизни Патриарха Кирилла, нежели в жизни Папы Франциска. После встречи в своем Twitter Франциск Кирилла уже не упоминал.

[:rsame:]

Итоги встречи локальны, а не глобальны. Главное: в Русской Церкви станет немного меньше фобий. Кроме того, статус католиков и униатов в Крыму и Украине становится более надежным.

Почему так спешно?

– Речь об этой встрече идет десятки лет. И вдруг – чуть не за неделю все решилось. Что-то произошло?

– Это – один из главных вопросов: почему именно сейчас?

– У вас нет ответа?

– Только догадки. Официальная версия – дескать, не можем видеть страдания христиан на Ближнем Востоке – меня не убеждает. Чем Московский Патриарх может им помочь? Убедить Путина бомбить больше? Это как-то не по христиански. Убедить президента вовсе не бомбить чужие страны – это слишком мужественно для Кирилла. А Папа, если бы у него действительно было такое желание, встретился бы именно с сирийским (Антиохийским) Патриархом.

Поэтому я не верю, что именно из-за Сирии они сейчас срочно встретились. Когда нехристиане дерутся из-за нефти и денег, голос патриархов плохо слышим.

[:rsame:]

– Думаете, инициатором спешной встречи был все-таки Кирилл?

– Полагаю, то, что реально обсуждалось в те два часа – скорее всего, были какие-то дипломатические инициативы нашего президента. Недавно Римский Папа помог Кубе выйти из режима санкций и изоляции. Возможно, теперь его попросили совершить аналогичную миссию и для России.

Зачем это Папе

– И Папа на это пошел?

– Здесь важно учесть: в некотором смысле эта встреча – поражение дипломатии, которую проводил Кирилл, тогда митрополит, в 1990-е и нулевые годы. РПЦ тогда выдвигала предварительные условия для встречи Патриарха Алексия с Римскими Папами: Ватикан должен осудить действия своих униатов на Западной Украине начала 90-х годов (захваты ими ранее православных храмов) и тому подобное.

Ничего этого Папа сейчас не сказал. То есть условия, которые РПЦ выдвигала раньше, не были приняты Римом. Значит, РПЦ от них отказалась. Это очень важный результат встречи.

А со стороны Папы не было никаких условий. В течение недели, которая прошла между анонсом и самим событием, он обмолвился, что своим помощникам дал карт-бланш – все, что угодно, лишь бы встреча состоялась. Выходит, на нашей стороне было решающее право голоса при проработке как протокола, так и «прикрывающей» итоговой декларации.

И раз изначально на уступку пошли мы, значит, что-то очень срочное и значимое вдруг понадобилось России. Причем не Церкви (все ее проблемы и процессы имеют многовековую историю), а политикам.

– Если так, зачем это было нужно Папе?

– Для создания прецедента. За две недели мы уже дважды увидели один и тот же сценарий. Первый раз – в Женеве, когда состоялась встреча православных Патриархов и шел разговор о будущем Всеправославном Соборе. Второй раз – теперь. Когда Кирилл начинает на чем-то настаивать, то его более старшие партнеры (патриарх Константинопольский и Римский Папа) педагогично говорят: хорошо, сделаем, как ты хочешь, ради достижения результата.

Патриарху Варфоломею важно, чтобы состоялся Собор, которого не было более тысячи лет. Важно, чтобы появился наднациональный Голос Православия. Поэтому он готов на уступки. Этот пункт не нравится? Вычеркиваем его из повестки дня. Документ не подходит? Убираем. Главное, чтобы новый формат все-таки был создан, стал привычным и начал работать. Потом этот Собор станет регулярным, и, скажем, лет через 10 лет примем то, что надо. Может быть, уже без вас, Ваше Святейшество.

[:image:]

Так же действует и Папа Франциск: главное – создать формат общения. А дальше уже время покажет, Бог приведет.

Патриарх и его панагия

– Отмечу очень интересный жест со стороны Патриарха, – рассказывает о. Андрей. – Панагия, которая была у него на груди, имеет потрясающую историю. В XIX веке жил московский митрополит Филарет Дроздов. Удивительный человек, его Церковь считает святым. Переписывался с Пушкиным (в стихах!). Писал текст царского манифеста об освобождении крепостных крестьян в 1861 году. По его инициативе Библия была переведена на русский язык... В общем, с его именем много чего связано.

Как-то Филарет подарил одной девочке иконку. Сын этой девочки стал патриархом Алексием Первым (патриарх с 1945 по 1971 годы). Он же эту иконку вставил в панагию и часто ее носил.

И именно ее выбрал Патриарх Кирилл для встречи с Римским Папой. Тут тонкий намек. Ведь Митрополит Московский Филарет Дроздов – самый прозападно и экуменически мыслящий святой и богослов в русской истории, который не раз говорил, что католическую церковь он считает Церковью.

И не только говорил. Был такой момент – после всех разделов Польши в состав Российской империи попали нынешние территории Западной Украины и Белоруссии, где было много униатских священников. Под давлением и добровольно они массово переходили в православие. А Филарет Дроздов сказал: не надо перекрещивать, не надо посвящать заново в сан, надо принять их как уже имеющих христианское священство. Это было очень новое для XIX века решение.

Судя по всему, Патриарх объяснил Папе, что это за панагия на нем. То есть это был знак приветливости, признания того, что католическая церковь – это Церковь, а не секта в глазах Патриарха Кирилла.

Также мне бросилось в глаза, что протокольные моменты во многом готовились именно нашей стороной. Когда Патриарх и Папа встретились, они трижды поцеловались. Для европейцев, когда они с нами встречаются, это всегда некая проблема. По их этикету целуются дважды, а мы – трижды. Соответственно, они начинают не с той щеки, с которой начинаем мы. Поэтому всегда происходит некое замешательство – люди поворачивают головы в одну и ту же сторону и сталкиваются лбами. Здесь этого не произошло, что означает: было заранее согласовано – приветствие пройдет по русскому варианту.

Дальше. Посередине стояло православное распятие. Различить просто – у католиков распятие немного иное: ступня на ступню, и пробиваются они одним гвоздем. В нашей традиции ступни Христа распяты порознь, каждая прибита отдельным гвоздем.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика