"Совесть Петербурга": Жены воевавших в Чечне плевали мне в лицо

Sobesednik.ru узнал подробности биографии Елены Осиповой – 70-летней художницы, прославившейся политическими плакатами

Фото: Ее творчество – даже больше, чем просто политические плакаты // сообщество «Совесть Петербурга – художница Осипова Елена» / vk.com

Sobesednik.ru узнал подробности биографии Елены Осиповой – 70-летней художницы, прославившейся политическими плакатами.

Оппозиционеры и полицейские Петербурга знают эту художницу в лицо: что ни митинг – она с плакатом.

Первым делом митинг

В честь юбилея Елены Андреевны питерские оппозиционеры исполнили мечту художницы – открыли ее первую персональную выставку политических плакатов, которых у Осиповой накопилось немало.

Даже в день открытия собственной выставки художница пошла митинговать на Марсово поле – в знак протеста против произвола властей, выдворивших гражданку Таджикистана Зарину Юнусову из России. И конечно, Осипова нарисовала плакат: Зарину, держащую на руках 5-месячного Умарали, который умер после того, как его отобрали у матери.

А прибежав с митинга, в знак сочувствия к парижанам, погибшим в серии терактов 13 ноября, Осипова тут же организовала перфоманс: установила картонку, раскрашенную в цвета французского флага.

– Друзья, – обратилась Елена Андреевна ко всем пришедшим на выставку. – Думаю, вы поддержите меня и не обидитесь, если все эти цветы мы положим здесь...

[:image:]

От пейзажа до плаката

Елена Андреевна о своей личной жизни говорить не любит – в ее судьбе было достаточно несчастий: умер сын и практически потерялась связь с внучкой...

Всю свою жизнь до пенсии Осипова проработала преподавателем живописи в питерской школе искусств.

– Любовь к творчеству передалась мне от деда, – рассказывает художница, – он у меня был художником по фарфору. А вый­дя на пенсию, я решила успеть нарисовать «неоткрыточные» пейзажи Петербурга, пока они еще сохранились. А то у нас все здания перекрашивают – только портят.

Она живет в крохотной комнатушке коммуналки в центре Петербурга. Там же хранятся и все ее работы. В основном это портреты и пейзажи.

– Вы знаете, я всегда писала яркие картины, как говорится, «открытым» цветом. Но когда мои работы выставлялись на преподавательской выставке, многие говорили, что я порчу выставку... Видимо, им больше по душе были блеклость и с­ерость.

Со временем от ярких пейзажей Елена Андреевна пришла к новой форме самовыражения – политическим плакатам. Произошло это случайно – 13 лет назад, сразу после теракта в «Норд-Осте».

[:image:]

– Я всю ночь смотрела трансляции этой трагедии, как спасали людей, – вспоминает художница. – Тогда и поняла: больше не могу молчать, сделала рукописный плакат и пришла к Мариинскому дворцу. Одна. Я стояла с плакатом, а из здания выходили депутаты, смотрели на меня и... боялись подойти. Только старый дядька с бородой пожал мне руку и предупредил, чтобы я была осторожнее.

Первое время Елену Осипову, стоящую в одиночных пикетах, воспринимали неоднозначно: нередко взрослые кидали пренебрежительные взгляды, а дети, наоборот, подходили и задавали вопросы: «А что нарисовано?»

– Случалось, что и в лицо плевали. Причем это были жены тех, кто тогда воевал во второй чеченской войне. Они не понимали, что я выступаю за то, чтобы их мужья вернулись живыми, – вспоминает Елена Андреевна.

Но прошли годы, изменилась ситуация в стране, многие стали примыкать к протестным движениям, и... у Елены Осиповой даже появились последователи, которые тоже выражают свою позицию через плакаты.

– Есть, к примеру, девушка Маша, которая придумала интересный, на мой взгляд, ход: она вышла на митинг, когда началась эта заваруха с Крымом, и стала откусывать кусок от бумажной «Украины», – смеется Елена Андреевна.

Каждая работа – крик души

По работам Осиповой можно воссоздавать хронологию политических событий: вот плакат в защиту «узников Болотной», а здесь художница выступала против участия российских солдат в Донбассе...

– Нет у меня любимых работ, – говорит художница. – Разве что особенно люблю плакат «Не верь в справедливость войны». Я стояла с ним перед американским и английским консульствами, когда эти страны хотели вводить войска в Ирак. Тогда ко мне подошел полицейский. Я ему пожаловалась: «Обидно, что все это бесполезно и ничего не изменит». А он сказал: «Вы не думайте, что бесполезно – вы влияете на ситуацию, так что стойте». Меня это тогда удивило.

[:image:]

А недавно Елена Андреевна нарисовала плакат «Уничтожение продуктов – грех и позор в городе, пережившем блокаду». Он был посвящен уничтожению «санкционки», к чему художница относится особенно болезненно:

– У меня вся семья – блокадники. Мама тогда была студенткой, получала иждивенческую карточку. И вот однажды она несла домой паек хлеба... Но, ослабев от голода, не смогла дойти до квартиры – упала у подоконника в подъезде и умирала... А бабушка с дедом тогда были дома и, словно что-то почувствовав, открыли дверь и выглянули на лестницу. Увидели, что мама на подоконнике лежит без сознания. Еле-еле привели ее в чувство. Но выжить на иждивенческом пайке было невозможно – слишком уж он был маленький, и мама вскоре ушла на фронт медсестрой.

Кстати, после того случая дедушка Осиповой смастерил прямо в подъезде лавочку: чтобы соседи, которые жили этажами выше, могли присесть на нее и отдохнуть. А недавно, к одной из годовщин Дня Победы, Елена Андреевна раскрасила эту лавочку. И каждый праздник 9 мая теперь кладет на нее хлеб.

«Буду митинговать, пока ноги держат!»

Верит ли художница, что многочисленные митинги, на которые она ходит, смогут повлиять на действия властей? Отчасти.

– В первую очередь все эти митинги нужны для самих людей, потому что важно, когда рядом с тобой стоят единомышленники.

Наш разговор вдруг прервала девушка, которая пришла на выставку и закричала Елене Андреевне: «Я вас хочу поздравить! Я вас видела на многих собраниях...»

– Вот слышите! – улыбнулась мне художница. – Именно поэтому я все еще выхожу с плакатами. Я уже думала оставить это дело – возраст все-таки берет свое... Но сегодня вижу, что могу кого-то вдохновить. Поэтому, пока ноги держат, буду ходить на митинги.

[:image:]

/Кстати

Художница против «совести»

В честь Осиповой даже была создана группа в соцсети, которая так и называется: «Совесть Петербурга – художница Осипова Елена». Создать эту группу решила 63-летняя Ольга Литвинова, тоже живущая в Питере. Как-то Литвинова увидела сюжет о том, как сотрудники полиции на митинге схватили под руки протестующую бабушку и потащили в отделение.

– Осипову вообще время от времени забирают – как правило, за то, что она приносит не один плакат, а несколько. Штрафы художница вынуждена выплачивать из своей крохотной пенсии. Для нее даже деньги собирали, чтобы она оплатила эти штрафы, но Елена их передала родственникам политзаключенных, – рассказывает Ольга. – Кстати, сейчас многие полицейские узнают ее и так и называют – «совесть Петербурга».

Правда, сама Елена Андреевна громко возмущается по поводу такого прозвища.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика