Готова ли Москва к атаке террористов: репортаж Sobesednik.ru

Корреспондент портала Sobesednik.ru на собственном опыте убедился, насколько Москва готова к атакам террористов

Фото: Досмотр вещей на Курском вокзале // Валерий Ганненко / Sobesednik.ru

Корреспондент портала Sobesednik.ru на собственном опыте убедился, насколько Москва готова к атакам террористов.

После крушения российского самолета над Синаем, после парижских событий Москва заявила об усилении режима безопасности: полиция переведена на усиленный режим несения службы, метрополитен закупает дорогостоящее оборудование для подавления радиосигналов управления взрывными устройствами, в школах ограничили выход учеников за территорию, отменили экскурсии.

ИГИЛ угрожает России терактами, поэтому корреспондент портала Sobesednik.ru отправился проверить, насколько столица готова дать отпор террористам.

Дом. Крепость или проходной двор?

Выходя из своих квартир, никто из москвичей не удивляется появившимся за ночь на стенах рекламным проспектам, предлагающим заказать пиццу/суши/шашлык. Проверяя почтовые ящики, никто из москвичей не удивляется, обнаружив там стопки макулатуры, рекламирующей пластиковые окна или эконом-парикмахерскую за углом. Раздражение – возможно, но не удивление.

Для нас нормально, что посторонние люди могут совершено спокойно входить в подъезды наших домов с листовками или мешками картошки на продажу. Но сегодняшние листовки легко могут превратиться во взрывное устройство. Так было в 1999 году. Буйнакск, Москва, Волгодонск. После взрывов жители многоквартирных домов организовали дежурство возле подъездов, чтобы предотвратить угрозу терактов.

Теперь в подъездах установлены новые домофонные системы, в некоторых домах еще остались консьержи, а новостройки оборудованы видеокамерами. Но для того чтобы проникнуть в панельные замки, вовсе не обязательно пользоваться парадной дверью.

Неоднократно сообщалось, что ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) вербует своих сторонников и среди гастарбайтеров, выходцев из Средней Азии. У господ дворников есть ключи от чердаков, подвальных помещений, мусоропроводных камер. Оранжевая роба может оказаться удачным прикрытием для фанатика, а дребезжащая коляска с мусором – для нескольких килограммов тротила.

[:image:]

Метро

Прошло то время, когда одна только идея оказаться под землей пугала общественность настолько, что один московский архиерей писал: «Возможно ли допустить эту греховную мечту? Не унизит ли себя человек…спустившись в преисподнюю? А что там есть, ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит!» Ежедневно в подземку бесстрашно спускаются около девяти миллионов человек, их охраняют сотрудники УВД на московском метрополитене, (с недавних пор) служба безопасности метрополитена и немногочисленные дружинники.

Служба безопасности, люди в синих жилетах, с недавних пор осуществляют проверку багажа у пассажиров метро. Багаж проверяют на рентгене, вся процедура должна занимать не более двух минут. Но иногда возле «досмотровых зон» образуются очереди из обладателей подозрителных сумок.

Моя «инспекция» начинается со станции «Преображенская площадь». Тщедушная женщина как раз заканчивает проверку спортивной сумки рослого кавказца. Оба улыбаются: она от неловкости, он – оттого, что добровольно согласился поучаствовать в этой процедуре. К слову, соглашаются не все. Несогласных могут не пустить в метро или передать с рук на руки сотрудникам полиции. Хотя некоторые предпочитают просто не вмешиваться: на моих глазах с десяток пьяных молодчиков в одиннадцатом часу вечера друг за другом перепрыгивали через турникеты на станции «Сокольники», сотрудник безопасности же отсиживался в своем стеклянном укрытии (все ведь в безопасности, зачем же вылезать?).

Но вернемся на «Преображенку». Поток людей небольшой, и все еще смущенно улыбающаяся «синяя жилетка» продолжает прерванный разговор со своим коллегой. Совершенно по-другому дело обстоит на «Комсомольской». Здесь поток пассажиров контролирует целая сводная бригада: трое контролеров с разных точек следят за безбилетниками, владельцами студенческих и социалок, трое из службы безопасности, а в стеклянной будочке для проформы одна пожилая дежурная.

Эффективнее всего работают, конечно, контролеры – штрафные квитанции выписываются бесперебойно. «Ретген» же в основном пустует: лишь раз в семь-восемь минут из плотного потока выхватывают кого-то «подозрительного». Представители службы безопасности гораздо охотнее объясняют гостям столицы, через какой турникет правильно проходить, чтобы не «зажало» и как пройти на «кольцевую».

[:image:]

Поток людей, выходящих из метро, контролируют полицейские. Возле незаметного отделения притаились трое сотрудников, останавливающих в основном владельцев больших клетчатых сумок. Проверка документов, а после – багаж. При мне сотрудник полиции несколько раз бесцеремонно хлопает по баулу (в голове промелькнуло: а что если внутри…), просит открыть его, а в это время уже останавливают следующего. Все это обнюхивается кинологом с собакой.

Но конвейр досмотров быстро останавливается: буквально через двадцать минут двое полицейских выходят в город, знаком условившись покурить, а кинолог (уже без собаки) отправляется обедать. Железная дверь в отделении закрывается, я отправляюсь дальше.

Меры безопасности уменьшались пропорционально удаленности от центра. Исключение составляли станции, соседствующие с крупными вокзалами, но и там был велик шанс проскочить незамеченным.

По дороге к следующему объекту, торговому центру, обращаю внимание, что в некоторых вагонах по-прежнему отсутствуют камеры наблюдения, хотя все вагоны обещали оснастить ими еще к 2006 году (после очередного теракта).

Торговые центры

Администрация торговых центров Москвы поражает своей беззаботностью. Большинство средних по размеру торговых центров не оборудованы металлодетекторами, а охрана (если вообще появляется в поле зрения) следит лишь за тем, как двигается часовая стрелка, отсчитывающая время до конца смены. Проверку мне пришлось проходить лишь в одном из самых крупных торговых центров в Москве – «Европейском». Открыв «зазвеневший» рюкзак, показываю ключи и планшет.

Но «рамки» с охраной стояли при входе в ТЦ и раньше, и, надо признать, охрана торгового центра, часто оказывавшаяся в эпицентре конфликтов, всегда достойно справлялась со своей работой. Так, например, в 2012 году бдительный охранник остановил для досмотра «зазвеневшего» юношу. Юноша в ответ достал пистолет и выстрелил в охранника, после чего скрылся. Приходилось охране «Европейского» даже держать оборону против целой группы атакующих: бывшие десантники преследовали продавцов неславянской внешности, укрывшихся в торговом центре, но охрана не пропустила атакующих за стеклянные двери.

[:image:]

В «Атриуме» же охранник, опершись на ближайшую колонну, меланхолично смотрел поверх голов или болтал с девушками-консультантами. Может быть, всю работу за него делают камеры видеонаблюдения, о которых меня предупреждали наклеенные на стеклянных дверях значки?

Пост охранника находился как раз напротив Курского вокзала, и вокзал будет местом моей следующей остановки.

Вокзал

В очереди у рамок металлодетектора на Курском вокзале я вспоминаю теракт в Волгограде. Тогда террористка привела в действие взрывное устройство, оказавшись перед аналогичными рамками.

Очередь продвигается медленно: кто-то пытается пройти через рамки с багажом, отказываясь положить сумки на ленту. Мужчину пытаются вернуть, убедить пройти обязательную для всех процедуру, ЧОПовцы уже хотят подозвать сотрудника полиции, но торопящемуся мужчине удается вырваться и уйти недосмотренным. Охранники как будто довольны таким исходом и, покачав для виду головами, возвращаются к своим обязанностям. Женщины перед экраном продолжают что-то обсуждать, лишь изредка поглядывая на просвечиваемый багаж.

[:image:]

Выстояв очередь и оказавшись внутри, обвожу взглядом помещение вокзала. Замечаю одного охранника и следую за ним. Он приводит меня к двум другим сотрудникам службы безопасности, стоящим возле электронного табло и увлеченным беседой. Их постоянно о чем-то спрашивают растерянные пассажиры, окончательно отвлекая их от несения службы.

Не могу сказать, что на вокзале я чувствовал себя в безопасности.

Итог

Не чувствовал я себя в безопасности ни в кафе, в котором хотел выпить кофе после долгой «прогулки», ни в толпе на пешеходном переходе у метро. Переполненный «Макдоналдс» на Тверской вообще хотелось обойти стороной.

Сотрудников служб безопасности в метро и на вокзалах постоянно отвлекают вопросами, выборочные проверки багажа – вещь хорошая (так, за последние два дня в подземке, по некоторым данным, задержали двух граждан со следами взрывчатки на одежде), но при большом потоке людей малоэффективная. В некоторых вагонах до сих пор отсутствуют видеокамеры, и даже странно представить, как еще в 2003 году обходились совсем без них.

Чуть лучше дела обстоят в театрах. В РАМТе и «Сатириконе» на этой неделе (да и раньше) все было «по правилам»: несколько охранников на входе, рамки металлодетекторов и обязательный досмотр сумки. В «Сатириконе» в зрительный зал в принципе отказывались пускать с рюкзаком, пришлось сдавать в гардероб ухмыляющемуся сотруднику: мол, «говорил же я, что не пустят». Раздражение сменилось пониманием и готовностью пожертвовать комфортом в пользу общей безопасности.

Столица слишком беззаботна. Сирия, Египет, Франция – все это кажется слишком далеким. Впечатления от увиденных новостей быстро стираются в суете будней, и бдительность ослабевает даже у тех, для кого чужая безопасность – работа.

Sobesednik.ru уже публиковал текст «Как вычислить смертника в свете угрозы терактов в Москве?», но мы не считаем лишним напомнить об этом.

«Один пропущенный террорист может стоить вам жизни», повторяют нам динамики в метро. Прислушайтесь.

Другие материалы по теме читайте на странице Исламизм.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика