"Искали детский центр для дочери, а нашли идею для бизнеса"

Sobesednik.ru рассказывает историю супругов из Самары, которые создали ставшие знаменитыми на всю Россию «Бэби-клубы»

Фото: Занятия в детском клубе // архив «Бэби-клуба»

Sobesednik.ru рассказывает историю супругов из Самары, которые создали ставшие знаменитыми на всю Россию «Бэби-клубы».

После трех уже поздно?

В 2000 году жителю Самары Юрию Белонощенко, отцу 2-летней девочки Наташи, попала в руки книжка «После трех уже поздно» Масару Ибуки. Автор – японский инженер, один из основателей Sony, а кроме того, создатель популярной системы раннего развития детей.

Тут нужно сделать отступление и рассказать, что было в те времена, когда 2-летним ребенком был сам Юрий.

– Моей сестре, которая старше меня на 9 лет, вдруг стало интересно играть со мной в школу, – вспоминает он. – Выглядело это так: на кухне она ставила табуретку, к ней приставляла маленький стульчик, давала мне тетрадь, и я учился под ее руководством. Результатом стало то, что в три года я уже читал и считал. В школе мне было очень легко, окончил с золотой медалью. И вот эта связка у меня в сознании осталась: раннее развитие – легкость обучения – успехи в школе.

Для дочери Юра хотел того же. Белонощенко стали искать в Самаре развивающий центр, куда можно было бы водить Наташу. А нашли идею для бизнеса.

– Нет, клуб мы тоже нашли, – говорит Юрий. – Это была обычная жилая квартира в много-этажке. Мы сводили туда Наташу пару раз и перестали, потому что это было несерьезно – тот же самый стульчик на кухне. Еще мы были в саду, который работал по системе Монтессори. Система хорошая, но больше подходит спокойным детям. А они вообще-то разные. В саду нам сказали: девочка у вас гиперактивная, но не переживайте – надо проколоть специальный препарат, и все нормализуется. На этом эксперименты были закончены.

[:image:]

Ввели плату – и никто не пришел

Вспомнив поговорку «Хочешь сделать хорошо – сделай сам», Белонощенко решили, что будут заниматься с дочерью самостоятельно. Но как, не очень представляли. Евгения – кандидат в мастера спорта и маркетолог по образованию, Юрий – финансист. Ребенок первый. На дворе нулевые, в магазинах еще нет гор педагогической литературы и развивающих пособий. Но им повезло: в тот момент в Самару с семинаром приехал педагог Николай Зайцев, придумавший знаменитые кубики Зайцева – методику раннего обучения детей счету и чтению.

– Я Жене сразу сказал: иди! – вспоминает Юра. – Она пошла учиться, и пазл сложился сам собой. Мы решили делать свой детский клуб.

У Жени была квартира, доставшаяся от родителей, – совершенно новая, пустая и на первом этаже. На обустройство клуба супруги потратили около 10 тысяч рублей: купили пластиковую горку, сухой бассейн с шариками, магнитофон для прослушивания песен, пособия Зайцева, столы, стулья и ковер. Место назвали «Бэби-клуб».

– Фактически мы сделали его для Наташи, – говорит Юра. – Но клуб для одного ребенка – это странно, поэтому мы позвали друзей и знакомых.

Первое время Женя Белонощенко занималась с детьми сама. Уже потом, спустя четыре года, она пойдет получать психологическое образование, а сначала в «Бэби-клубе» росли все – не только «бэби», но и хозяйка. Начав с кубиков Зайцева и книги Масару Ибуки, она стала разрабатывать свою методику развития детского интеллекта.

– Женя вела занятия примерно полгода, а потом у нее стали опускаться руки, – рассказывает Юра. – Никто из детей за это время не начал читать. Прорыв произошел внезапно: часть детей, как мы говорим, вдруг вы-шли в чтение. Не какой-то один ребенок – было видно, что это групповой эффект от занятий. И Жене это придало столько сил!

[:image:]

Сначала клуб был бесплатным. Лишь когда стало понятно, что занятия приносят результат, финансист Юра осторожно заметил, что пора брать за работу деньги. Женя была уверена, что тогда никто ходить к ним не будет. И не ошиблась.

– Она назначила плату в 50 рублей за занятие, и все клиенты тут же разбежались, – смеется Юра. – На следующий день просто никто не пришел. Но они все равно были довольны результатом и, видимо, рассказали другим. Вообще без рекламы за месяц мы набрали больше желающих, чем было. А когда свободных мест не осталось, стали считать, потянем ли второй клуб.

В год по центру

Второй клуб открылся в 2002 году и был уже полноценным бизнесом – пришлось арендовать помещение и брать кредит. Блин вышел комом: Белонощенко ошиблись с местом и набили немало шишек, но заодно набрались опыта. Персонал приглашали из ближайшего окружения – звали друзей и знакомых, а те – своих. Сразу решили: брать кого попало на работу с детьми не станут – лучше никто, чем «по объявлению».

В 2003 году открылся третий клуб, и дальше Женя с Юрой открывали их каждый год.

– Вообще-то Женя не хотела масштабироваться, – говорит Юра. – Она поборник качества и считала, что в таком случае придется думать не о том, как учить детей читать, а о бизнесе. Но я в ту ночь, когда мы только решили открыть первый клуб, уже думал, что их будет 100 по всей стране. И потом мы оба убедились, что расширяться можно и нужно, потому что это, во-первых, крутая история, во-вторых, хорошая возможность для бизнеса.

«Надо быть маньяком качества»

Вообще-то у Юрия Белонощенко была своя работа – еще до клубов он начал заниматься инвестициями, дорос до главы самарского филиала крупной инвесткомпании и в 2007 году получил приглашение перейти на руководящую должность в Москву. «Бэби-клубов» к тому моменту было уже 19 – в Самаре и Тольятти. Вопрос с дальнейшим расширением решился сам собой.

[:image:]

– С Москвой было трудно, – вспоминает Юра. – Мы промахивались с помещениями – не знали города, ошибались с людьми – не знали специфики. Например, преподаватель запросто мог опоздать или вообще не приехать на работу, потому что «живет далеко».

В 2009 году у Белонощенко было 23 клуба в трех городах. Стало понятно, что Женин принцип личного контроля уже не срабатывает, и встал вопрос о том, чтобы у каждого клуба был свой хозяин. То есть о франчайзинге.

– Мы запустили его за полгода, – рассказывает Юра. – И в первое время проверяли новые клубы буквально в ручном режиме. Женя приезжает, а там этого нет, то не на нужном месте, с родителями общаются не так, как учили. Она расстраивается, плачет. В итоге сделали чек-лист для самопроверки из 300 пунктов, по которым каждое утро проверяются все клубы нашей сети: чистая ли доска, лежат ли маркеры, подведены ли часы, что на столе... и так далее.

Сейчас все «Бэби-клубы» в России работают по франшизе. Продают ее далеко не любому желающему – Белонощенко часто отказывают, если видят, что человек «не их». Собственные дети Юры и Жени, разумеется, тоже выросли в этих клубах. Их, кстати, уже пятеро – недавно в семье родилась дочь Маша. А клубов – 257. Или уже больше – открываются они практически каждый день.

– Откройте детский центр – и кто-то к вам придет обязательно, – говорит Юра. – Даже в кризис, потому что на образовании детей родители будут экономить в последнюю очередь. Но если хотите развиваться, чтобы приходило не 20 человек, а 120, нужно постоянно что-то подкручивать, шлифовать – быть маньяками качества. У нас получилось именно поэтому.

/Детали

Аренда. Арендная ставка помещения для детского центра в 80 кв. м

– от 1000 рублей за 1 кв. м. К нему много требований – нельзя, например, чтобы это был подвал, помещение без окон или имеющее общий тамбур с другими учреждениями. Идеально, если это отдельно стоящее здание. Если же дом жилой, будущий центр должен располагаться на 1–2-м этаже и иметь отдельный вход.

Персонал. Если в клубе каждый день занимаются 5 групп по

8 детей, в одиночку не справиться. В идеале, чтобы он начал работать, потребуется минимум 3 специалиста и 3 помощника. Помощники нужны обязательно, чтобы присматривать за теми, кто решил отвлечься от занятия. Расходы на персонал при такой загрузке – от 250 тысяч рублей ежемесячно с учетом 13% НДФЛ.

Реклама. Как минимум нужны страницы центра в соцсетях, желательно – сайт. Хороший отклик дают местные родительские форумы – именно они запускают то самое сарафанное радио, которому мамы часто доверяют больше всего. Обязательно нужна яркая заметная вывеска у входа!

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика