Лицемерные подонки? Можно ли осуждать карикатуры на A321

Зубастая сатира или глумление? Писатель Лукьяненко и художник Бильжо высказались о карикатурах Charlie на гибель A321

Фото: "Опасности российских лоукостеров" // Кадр YouTube

Зубастая сатира или глумление? Писатель Лукьяненко и художник Бильжо высказались о карикатурах Charlie на гибель A321.

Французский сатирический журнал Charlie Hebdo опубликовал две карикатуры на крушение российского Airbus A321 в Египте. На одном рисунке изображён террорист, на которого падают обломки самолёта и один из пассажиров. «ИГИЛ: Российская авиация усиливает бомбардировки», — гласит надпись под картинкой.

Вторая карикатура озаглавлена следующим образом: «Опасности российских лоукостеров». На ней — человеческий череп в сломанных солнцезащитных очках на фоне разбившегося лайнера. «Лучше бы я полетел рейсом Air Cocaine», — говорит череп, намекая на недавнюю историю с двумя французскими пилотами, арестованными в Доминиканской республике за контрабанду кокаина. Этот скандал, в котором оказался замешан бывший президент Франции Николя Саркози, французы окрестили «Air Cocaine».

Обе карикатуры разместили на последней странице Charlie Hebdo в рубрике «Обложки, которых вы избежали». Здесь обычно публикуют рисунки, которые сотрудники издания хотели бы видеть на обложке номера, но которые в итоге были отвергнуты редакцией.

Sobesednik.ru попросил писателя-фантаста Сергея Лукьяненко высказать своё мнение о новом скандале с французским еженедельником:

— Charlie в своём репертуаре. Если в 70-е годы при всей провокационности их юмора этой всё-таки был юмор, сатира, то сейчас они просто перешли к оперативному глумлению над всем происходящим. Когда нам говорят, что это некая традиция европейских вольностей, европейской смеховой культуры Средневековья, когда ссылаются на Рабле и «Легенду об Уленшпигеле» и прочее, это, конечно, не совсем так. Вся европейская смеховая, карнавальная культура высмеивала сильных мира сего, но никогда не глумилась над простыми людьми, над народом, над невинными жертвами, над детьми, женщинами. То есть это некое лукавство.

То, что мы сейчас наблюдаем, и то, что мы наблюдали раньше, можно охарактеризовать только одним словом — «подонки». Ну можно ещё добавить «лицемерные», потому что это характеризует и журналистов из Charlie Hebdo, и поддерживающих их граждан, — сказал Лукьяненко.

[:image:]

По мнению писателя, скандальные карикатуры поместили на последней странице по той причине, что в момент трагедии Airbus A321 обложка уже была свёрстана.

— Ни от кого они это не прятали. Если бы успели поставить на обложку — новость печальная, резонанс большой, — то поставили бы. Не надо думать, что они чего-то застеснялись.

Вместе с тем знаменитый фантаст считает, что Россия не должна принимать какие-то меры по отношению к Charlie Hebdo:

— Во-первых, это бессмысленно. Во-вторых, они [Charlie Hebdo] только радостно используют такие действия. У нас, насколько я понимаю, он всё равно не продаётся и никому не нужен. А то, что подобные вещи рано или поздно получают какое-то кармическое воздаяние, — я даже не как буддист, но всё равно скажу, что это так.

Мнение Лукьяненко разделяют в Госдуме РФ. Например, зампред комитета ГД по международным делам Александр Романович назвал сотрудников Charlie Hebdo подонками, потерявшими всякий стыд. Он уверен, что эти карикатуры наносят вред российско-французским отношениям. Тем временем еще один депутат, лидер партии «Родина» Александр Журавлев предложил внести публикации Charlie Hebdo в список экстремистских материалов в РФ.

Sobesednik.ru выслушал и другую точку зрения. Российский художник-карикатурист, врач-психиатр по образованию Андрей Бильжо заявил нашему порталу, что его коллеги из Charlie Hebdo совсем не хотели глумиться над трагедией в Египте.

— Эти карикатуры не имеют никакого отношения к издевательству над катастрофой, над теми людьми, которые погибли. Кошмарная история с самолётом — это главная мировая новость, её использовали как средство для того, чтобы рассказать о чём-то другом. В первой карикатуре, как мне кажется, рассказывается о том, что французы недовольны тем, что российские самолёты бомбили не те участки в Сирии, которые надо было бомбить. Об этом они говорят с помощью этой истории.

Вторая карикатура мне непонятна, потому что я не живу во Франции, я не знаю про наркотрафики, связанные с Саркози. Карикатура рассказывает про французские проблемы, тонкости которых я не знаю.

Эти карикатуры мне не нравятся, я бы их не рисовал, — подчёркивает Бильжо. — Я в своих карикатурах никогда не использовал тему трагедии. Обсуждать их бессмысленно, потому что это всего-навсего карикатуры. Когда карикатура плохая, говорят: «Дурак! Я с тобой разговаривать не хочу. Шутка неудачная». На этом разговор заканчивается. Обсуждать их серьёзно, обижаться на них, принимать какие-то меры бессмысленно и глупо.

И ещё. Карикатура журнальная, карикатура поло́сная — это далеко не всегда смешно. Цель Charlie Hebdo — раздражать общество, заставлять его шевелиться, реагировать. Это циники, для них нет ровным счётом ничего святого. Хорошо это или плохо — это можно обсуждать не в широкой аудитории, — сказал Бильжо Sobesednik.ru.

[:image:]

Художник отметил, что публикация подобных карикатур в России немыслима:

— В России невозможны даже те карикатуры, которые были возможны 10 или 15 лет назад. Потому что все стали дико обидчивы, все стали повально верующими, все стали великими и гордыми. Все обижаются на всё. Такую зубастую карикатуру здесь не нарисуешь.

Напомним, что в январе 2015 года террористы убили 12 человек во время нападения на редакцию Charlie Hebdo. Причиной теракта послужили карикатуры на пророка Мухаммеда.

В сентябре журнал опубликовал карикатуры на сирийского мальчика, который утонул на турецком побережье и который стал своего рода символом трагедии беженцев. Эти рисунки тоже вызвали большой общественный резонанс.

Другие материалы по теме читайте на странице Авиакатастрофа в Египте.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика