Победа Алексиевич и прорывающийся страх за духовные скрепы

Светлана Алексиевич получила сразу две награды, которые, идя в паре, точно впишут ее имя в историю: Нобелевку и травлю. По отдельности они имеют мало значения

Фото: Белорусская писательница, журналист Светлана Алексиевич // Global Look

Обозреватель Sobesednik.ru рассуждает, почему писатели из России болезненно отреагировали на победу Светланы Алексиевич.

Давно уже решение Нобелевского комитета не вызывало таких горячих споров. А итогом стало то, что говорить о литературе в контексте присуждения литературной премии уже нельзя. Если кто-то и считает, что художественные достоинства произведений советского и белорусского писателя-публициста Светланы Алексиевич уступают чьим-нибудь еще, то сказать вслух он этого не может. Потому что окажется в такой компании, что ой. Потому что рядом со словами «Алексиевич – так себе писатель» непременно соседствует: «Это плевок в душу России».

[:same:]

Аргументы защитников вполне закономерны: сегодня честное прямое высказывание значит больше, чем искусство. По крайней мере, в культурном пространстве России это так и есть. И присуждение премии Алексиевич за документальную прозу как нельзя лучше вписывается в этот контекст. Все-таки литература – не физика. Мнения физика по разным вопросам, в том числе и политическим, на его работе никак не сказываются, а в литературе без этого никак не обойтись, простите. Конечно, выбор лауреата происходит с учетом множества факторов. Важно, грубо говоря, не только «как», но и «про что». Более того, именно «про что» является основным критерием для большинства читателей – это печальная правда, но от нее никуда не денешься. Но как раз мнения и взгляды лауреатки не устраивают ее противников, и тут опять нет места для литературной дискуссии.

«Нобелевские премии по литературе стали с годами абсолютно политизированными», – говорит Проханов. Ладно, где политика в награждении Элис Манро в 2013 году, например? Вот уж где чистая литература – и то были недовольные: нет, мол, в ней масштаба, нет вопросов, волнующих современный мир.

[:rsame:]

Но если Проханов хоть как-то держит себя в руках, то колумнист Ульяна Скойбеда впадает в форменную истерику, постоянно повторяя волшебное слово «враг» (а кто главный враг? Америка, разумеется) и даже заявляя: «Но если мы пойдем по этому пути дальше, то скоро будем вынуждены признать гей-браки». Да, тогда, конечно, всё – конец России наступит. «В ближайший год премию дадут человеку какого-нибудь третьего или пятого пола», – не отстает от нее Захар Прилепин. Это прорывается панический страх за духовные скрепы. Вообще, в этих спорах сразу видны болевые точки идеологов русской государственности, и картина складывается довольно интересная.

А что Алексиевич? А у нее все хорошо. Она получила сразу две награды, которые, идя в паре, точно впишут ее имя в историю: Нобелевку и травлю. По отдельности они имеют мало значения: нобелевские лауреаты забываются уже через несколько лет, а объекты травли меняются раз в месяц. Но в совокупности – это фактически гарантия мирового признания. Ну и отдельно стоит отметить, что благодаря Алексиевич слово «журналист» наконец перестанет быть ругательством.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика