Евгений Евтушенко: Это должны помнить все политики!

Как прошло выступление Евгения Евтушенко в Москве, ставшее финалом его гастролей по России, наблюдал Sobesednik.ru

Фото: Энергии Евтушенко можно позавидовать // Александр Алешкин / «Собеседник»

Как прошло выступление Евгения Евтушенко в Москве, ставшее финалом его гастролей по России, наблюдал Sobesednik.ru.

Свой тур по стране с антологией русской поэзии Евгений Евтушенко завершил в Москве, в «Лужниках». На пятичасовой вечер собрались известные поэты, актеры, музыканты. Некоторых в программу не включили, но они все равно пришли – за автографом.

Евтушенко, последний из могикан, кажется, остался в шестидесятых. Он выходит на сцену и рвет душу вместе с голосом с той же экспрессией, как и полвека назад. Последние лет десять он собирал русскую поэзию воедино. Искал авторов, издавал антологию. А после ампутации ноги сколотил команду и поехал по России. Мощный старик – звучит фамильярно, но, когда его слушаешь, кажется, мощнее в стране и правда никого нет.

Режиссировал концерт Марк Розовский, тоже потрясающе неугомонный, ему за четыре дня до этого сделали операцию на глазах.

[:image:]

– У него не просто требования, а… он очень творчески ведет себя, – рассказывал режиссер за кулисами о главном герое. – Спорили, да, по-разному было. Женя в этот вечер хотел вместить все, что только возможно. То, что он сделал, объехав 28 городов, это подвиг.

В числе первых прибывших гостей оказался Олег Митяев.

– А я сегодня просто наслаждаюсь большой поэзией, – сказал он мне на замечание, что в программе вечера его фамилия не значится.

– Это вам подарили? – киваю Митяеву на увесистый томик Евтушенко, который он держит под мышкой.

– Хочу для друга взять автограф. У меня уже есть.

[:wsame:]

Евгений Миронов со сцены под портретом Пушкина декламировал о цензуре и власти. Дмитрий Назаров отчаянно, да что там – просто рьяно отбивался Некрасовым от созданного телевидением образа кухарки. Сергей Никоненко, 44 года назад сыгравший Есенина, в день 120-летия поэта читал тезку.

Нестареющий Зураб Соткилава признался мне по секрету, что благодарен публике за то, что она «тепло приняла песни, которые я не хотел петь, но меня заставили» («Ямщика» и «Метелицу»). Соткилава дефилировал по закулисью с красивой молодой пианисткой.

– Да здравствуют музы! Да здравствуют юные девы! – как бы подбадривал его выступавший в это время на сцене Розовский.

Градский демонстрировал, что слово «культура» в русском языке многозначительное. Обаятельный в общем-то Александр Борисыч курил в общественном буфете, приветствовал коллег криками «Эй, аллё» (адресовано Харатьяну), а когда за столик пришел Михаил Задорнов, так разошелся, что не давал мастеру разговорного жанра вставить и слово:

– У меня вот был концерт в Японии в 91-м – вот это да! У меня был аншлаг, а у Чарльза, великого Рэя Чарльза – ползала.

Задорнова спасли администраторы, позвавшие его на сцену. Михал Николаич спел песню о сакральной роли бабушек в России, перед этим заботливо преду.

[:image:]

предив публику о том, что «у меня не просто нет слуха: стадо медведей танцевало на ушах». И рассказал историю о том, как его хотели выгнать из партии за то, что он читал главу из поэмы «Казанский университет», «но не выгнали, поскольку в партии я не состоял».

За кулисами Sobesednik.ru посчастливилось услышать бонус к поэтическому вечеру – отрывок из этой поэмы Евтушенко.

– «Ты открой глаза – черно в них. Погляди – по всей России на чиновнике чиновник, как бацилла на бацилле», – читал мне Задорнов на диктофон. – Меня бы и сейчас из «Единой России» выгнали, если бы я там состоял и это прочитал. История нас ничему не учит, но страна, в которой шесть тысяч человек собираются на вечер поэзии, небезнадежна. Страна, в которой книгами торгуют бандиты, небезнадежна. А что вы удивляетесь? Да, бандиты выпускают стихи Евтушенко. Большинство акционеров в издательствах – из бывших братков или с ними связаны.

[:wsame:]

– Хотите сказать, что бандиты приходят к вечным ценностям? – переспрашиваю сатирика на фоне хора Сретенского монастыря.

– Нет, они приходят туда, где прибыль.

– В книгах прибыль?

– Для тех, кто продает – да. Для тех, кто пишет – нет. Я пытался наладить производство. Очень легко произвести книгу, а продать невозможно. То есть они возьмут, но цена будет… У меня в магазине одна книжка тысячу рублей стоит.

Самым неожиданным гостем среди сильных мира сего стал «дельфин» нашего шоубизнеса Игорь Николаев. Он написал новую песню на стихи Евтушенко и потому оказался в непривычной для себя компании, которая не очень-то ценит эстрадно-корпоративные па и пение под фанеру. Скромный Игорь прятался в гримерке. Хотелось его как-то поддержать, спросить, почему он не улетел с друзьями на «Новую волну» в Сочи, но вышел он только после концерта и смог сказать лишь: «С удовольствием поговорил бы, только меня ведут на банкет».

[:image:]

А финал концерта был феерическим. Сначала, правда, Евгений Евтушенко не мог разобраться с подсказывающей ему супругой Марией, кого объявлять. После того как неловкая пауза повисла совсем надолго, Мария уже в голос кричала: «Сначала Смольянинова». «Пока они там возятся, я все-таки прочту стихотворение, – гнул свою линию Евтушенко, попутно добавив: – Ну потерпим? Это моя жена, 29 лет все-таки вместе, разводиться уже поздно». В итоге несчастную Евгению Смольянинову объявляет Розовский, Евтушенко кричит: «После меня!» – но она уже на сцене, и «хозяин бала» смотрит на нее волком.

– Спасибо, Женя, за интересную песню, – скажет он раздраженно после исполнения.

…Евтушенко на вечере прочел свои главные стихи. А на пятом часу умолял публику потерпеть. Потому что в финале был «Матч СССР – ФРГ 1955 года» – сильнейшая вещь, которую он написал совсем не в шестидесятые, а в 2009-м и после которой зал встает, не сговариваясь. И зал встал. А живой классик напутствовал: «Это стихотворение должны помнить все политики. Особенно сегодня».

/Прямая речь

Олег Басилашвили:

– Я специально приехал. Сегодня же день поэзии! Все умрут – вожди, генеральные секретари, президенты, а это останется. Раньше на поэтические концерты ходили пожилые, а сейчас смотрю: молодежь. Им интересен «Медный всадник».

Вениамин Смехов:

– Что-то случилось в стране, что в последние годы все больше обращаются к поэзии. В метро люди сидят и читают стихи. Наверное, что-то стало, мягко говоря, труднее в жизни. И людям нужна защита поэзией. На войне стихи были лекарством, и сегодня они опять становятся утешением.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика