Писатель Татьяна Устинова объяснила Sobesednik.ru, что нужно изменить в школьной программе и как вылечить русский народ.
Популярный автор детективов, писательница Татьяна Устинова давно выступает за серьезные изменения школьных программ: ее не устраивает, как сегодня учат российских детей. Что не так?
Изучать «Обломова» в школе – глупо
– Помнится, вы убеждали Путина пересмотреть школьную программу по литературе. Тогда он поручил помощникам разобраться в вопросе. Очередной учебный год наступил, и, кажется, можно подвести итог: ваши предложения наверху так и не оценили...
– Поручение разобраться-то дали. А дальше процесс забуксовал. Возможно, в силу инертности мышления государственного механизма.
– Так, может, и не нужно ничего менять?
– Программу менять нужно. Выстраивать по интересам, учитывая особенности детской психологии и возраст. В 14 лет, к примеру, читать «Обломова» очень глупо. Чтобы понять это произведение, нужен определенный жизненный багаж, опыт, коего у детей в этом возрасте быть не может. Можно почитать «Обрыв» того же Гончарова, роман про страсть. Но в школьной программе именно «Обломов». Почему? А вот Чехова надо читать. «Дуэль», «Студент» – да всё, что он написал. Вот он для современных школьников идеален.
Менять нужно не только программу по литературе. Вопросы в задачниках по математике и физике придуманы так, что ни я, ни мой муж – физик по образованию – не можем понять, что спрашивает автор. Что имеет в виду? В какой форме нужно представить ответ?
Мы ссоримся из-за этого с мужем – он кричит одно, а я доказываю другое. В запале уже и забываем, что разбираем домашнее задание нашего младшего сына, которому 14.
Строки в учебниках вызывают не интерес к теме (что было бы логичным), а отторжение, неприятие. Очень сложный язык. Рискну предположить, что писали далекие от педагогической профессии люди.
– А Татьяну Устинову вы бы рекомендовали для школьной программы?
– Конечно, нет, им бы охватить великих наших. Хотя, по признаниям читателей, некоторые мои книги развивают чувство юмора. Частенько во время автограф-сессий подходят милые девушки, и я слышала такие, например, фразы: «Меня бросил любимый. Но прочла в вашей книжке, что в этом нет ничего страшного. И поняла: действительно, ничего страшного нет!» Я обожаю такие признания.
Как скверно живется людям
– Когда-то вы работали в пресс-службе администрации президента России. Приближенные к первому лицу страны – образованные люди? Грамотные?
– Я там работала почти 20 лет назад. Тогда – да, были грамотные. Выпускники советской системы образования, которая считалась лучшей в мире. В 90-е (несмотря на все трудности времени) во властных структурах в чести была не номенклатура, а именно специалисты. Я в тот переломный момент туда попала. Напрочь отсутствовала бюрократия, при которой красиво рассказать о достижениях оказывается более важным, чем добиться конкретного результата. Что происходит в Кремле сейчас, я не знаю, в 98-м оттуда ушла. С того времени состав команды, в которой я работала, сменился на сто процентов.
– Вашу книгу «Олигарх с Большой Медведицы» в свое время передали в тюрьму Михаилу Ходорковскому. Кому из политиков вы бы посоветовали читать ваши новые произведения?
– Наверное, любому политику, который во главу угла ставит все-таки не собственную карьеру, но и поступки, я бы дала почитать какие-то свои книжки. Они про людей. Про то, как им скверно живется. Таких книжек у меня много.
– Книжек много. Читать стали мало.
– По доброй воле полюбить чтение сложно. Процесс тяжелый. Мало ли что вам скажет этот писатель: вдруг страшное или трагическое? Куда приятнее облизывать стаканчик с мороженым, посасывать пиво. Или бороздить просторы интернета.
– Чем лечить общество?
– Сказка наша хороша – начинай сначала. Только образованием. Чтением книг. Больше ничем. В самой сети нет ничего плохого. Просто борьба за выживание переместилась туда. Не зря интернет называют Всемирной паутиной. Опутывает. Человек, который с утра до ночи ковыряется в интернете, выжить неспособен. Он неспособен произвести адекватное потомство, найти себе место в жизни. Он погибнет. Но все свои короткие годы будет развлекаться доступным ему способом – смотреть ролики, мувики… Это приятнее, чем читать.
Идеалист Горький в свое время придумал, что рабочий в свободное время будет Плутарха читать, революция должна освободить людей от тягот физического труда и от скуки жизни. У Горького много написано о скуке жизни. Но она до сих пор не побеждена. Алексей Максимович до конца дней не мог признаться себе и окружающим, что идея утопическая – не выйдет никакого самообразования у людей, которые не хотят самообразовываться, а хотят просто ничего не делать.