Новости дня

11 декабря, понедельник










































10 декабря, воскресенье



Драка за Малевича

«Собеседник» №33-2015

Отсканированное изображение картины «Черный квадрат» // Открытые источники

Обозреватель Sobesednik.ru рассуждает о противниках и сторонниках отмечающего столетие «Черного квадрата» Малевича.

Третьяковская галерея отметила столетие «Черного квадрата» Малевича идеально – циклом лекций для всех желающих. От слова «лекция» обычно отдает страшной скукой, но Третьяковка смогла устроить кое-что такое, от чего даже супрематисты не схватились бы, пожалуй, за пистолет.

«Черный квадрат» как объект критики, «Черный квадрат» как объект насмешек и, наконец, запланированный на среду «баттл» сторонников и противников «Черного квадрата» – такие пункты значились в программе Третьяковки. На момент публикации материала «баттла» еще не было, но уже известно, что сторонники самой известной и самой странной картины Малевича били копытом, готовясь к бою, а противники предпочитали уйти от поединка. Татьяна Толстая, например.

В самом деле – что может сказать противник картины «Черный квадрат»? Что это все редкостное фуфло и большая – говоря цензурно – наколка человечества. То ли дело сторонники – они могут увидеть в полотне Малевича целый мир, порассуждать и про домалевичевскую историю живописи, и про историю вообще. Ведь новые арт-течения появились в момент, когда все старое всем надоело. Люди нуждались в утопиях. Мы наш, мы новый мир построим. В белом венчике из роз впереди Иисус Христос.

Говорят, Малевич каждую свою выставку завершал пустым холстом. «Те самые пустые холсты, к сожалению, не сохранились», – грустят искусствоведы в Третьяковке. Если бы сохранились, они бы в два счета уделали «Черный квадрат», который на их фоне выглядел бы редкостной попсой. Любые другие пустые холсты не выставишь: если абсурд художника – великая вещь, то абсурд директора галереи – банальная глупость. Об этой разнице, собственно, и спорят сто лет.

А еще в Третьяковке травят байку о том, как однажды два искусствоведа так жарко спорили о «Черном квадрате», что намяли друг другу бока. Через пару дней на теле одного из них образовались абсолютно черные синяки. Мистика-с.

Нам надо повнимательнее относиться к авторам, выставляющимся в галереях современного искусства. Хотя слепки кошачьих какашек разной формы, увиденные мною недавно в одной из таковых, вряд ли станут судьбоносными для культуры.

А «Черный квадрат» лично мне, пожалуй, нравится. Нарисуй Малевич его сейчас, возненавидел бы этого проходимца люто. Но вот сто лет прошло, и можно сказать: свободный креативный чувак! Сделал всех.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания