Что сейчас творится там, где случился "стокгольмский синдром"

28 августа 1973 года шведские полицейские наконец пустили газ в подвал, где пять суток удерживал влюбленных в него четверых заложников знаменитый Янне Олссон. Накануне памятной даты Sobesednik.ru побывал в той самой комнате и ужаснулся тому, что с ней сделали

Фото: Это здание, в котором когда-то был Kreditbanken. Теперь здесь расположились дорогая гостиница и дорогой бутик одежды // Елена Мильчановска/Sobesednik.ru

Знаменитое место, где случился «стокгольмский синдром», практичные шведы превратили в туалет и склад.

28 августа 1973 года шведские полицейские наконец пустили газ в подвал, где пять суток удерживал влюбленных в него четверых заложников знаменитый Янне Олссон. Накануне памятной даты Sobesednik.ru побывал в той самой комнате и ужаснулся тому, что с ней сделали.

Если будете в Стокгольме (а посетить этот сказочный город стоит хотя бы ради заполонивших его улицы «роялей в кустах») и захотите найти тот самый легендарный банк, который 42 года назад отправился грабить Янне Олссон, чтобы получить деньги, а получил всенародные любовь и славу, то не спрашивайте у проходящих мимо шведов, где то самое место, которое «стокгольмский синдром». Не поймут! Они знают это знаменитое событие как Norrmalmstorg Robbery — то есть ограбление, случившееся на площади Норрмалмсторг (Norrmalmstorg). Это я поняла, когда спрашивала у прохожих про синдром, а они пытались понять, о чем я говорю. А затем мой друг-швед, выждав какое-то время, объяснял: «Да это же она о Norrmalmstorg Robbery!» «А-а, ну так бы сразу и сказали, а то синдром какой-то», — с облегчением улыбались в ответ шведы.

Находится площадь Норрмалмсторг в самом центре шведской столицы, вы легко можете дойти до нее пешком (минут 10–15) от станции метро Östermalmstorg, что на красной линии, или от станции Hötorget, что на зеленой линии. Также до площади можно доехать на автобусе, остановка так и называется — Norrmalmstorg. Ориентиром по дороге к банку вам послужит гигантский... гриб! Этот замысловатый арт-объект действительно напоминает гриб невероятных размеров и служит шведам укрытием от дождя да и просто романтическим местом для игр и поцелуев.

[:image:]

После гриба минут через пять вы попадете на площадь. На ней два больших красивых дома смотрят друг на друга. Вам нужен тот, что наполовину красный, наполовину белый. Перед ним уставлен шведский флаг, а в белую половину дома ровно посередине вмотированы изящные часы со стрелками. Здесь когда-то и располагалось отделение Kreditbanken (Кредитного банка Швеции), которое прославил Янне Олссон жаркими августовскими днями на весь мир.

Увы, банка давно уже нет. О нем лишь жива память, а само здание отдали совершенно разным фирмам и компаниям под совершенно разные нужды. Большую часть здания занимает самая обычная пятизвездочная гостиница под названием Nobis. Она открылась в 2010 году и располагает 201 номерами, цены на которые начинаются от 1690 шведских крон за ночь (примерно 13600 рублей).

[:image:]

— Люблю иногда спрашивать наших постояльцев, знают ли они про «стокгольмский синдром», — заводит разговор со мной Себастиан Холмквист, который работает тут на ресепшене. — Они отвечают, что да, конечно знают. А я им тогда: «А вы знаете, где все это случилось? Прямо здесь, частично в нашей гостинице!» Вот этого, на моей памяти, не знал еще никто.

Тем не менее, по его словам, у владельцев гостиницы и мысли не было сделать себе лишнюю рекламу на легендарном феномене и так и назвать гостиницу — «Стокгольмский синдром». Тут, в Швеции, замечает он, это событие гораздо меньше вызывает интерес, чем за рубежом. Зато Себастиан с удовольствием показывает гостям и корреспонденту Sobesednik.ru кое-что, что осталось от тех дней.

[:image:]

Когда полиция решила во что бы то ни стало освободить заложников, придумали просверлить сверху над комнатой, где те сидели вместе с герром Олссоном, несколько дырочек и пустить через них усыпляющий газ. Дело это было небыстрое — ведь перекрытия между этажами капитальные, толстые, поэтому вся работа и заняла пять дней. Дырочки просверлили, газ пустили, заложников освободили. Поскольку с ними, с дырочками, было столько возни, руководство гостиницы, когда заполучило это здание, решило забетонировать их, но оставить контур. Так получилось, что находятся они теперь в фитнес-центре отеля, вернее в его душевой. То есть прямо рядом с умывальником, душем и туалетом. Отель любезно разрешает заходить внутрь душевой, даже если вы тут не живете и не собираетесь посещать фитнес-центр. Только следите, чтобы в это время никто не ходил по душевой голым. Сфотографироваться с дырочками на память можно свободно. Можете даже быстренько душ принять, пока никто не видит.

[:image:]

Кухня отеля одной своей стеной прилегает к той самой комнате, где и сидел Янне Олссон со случайными сотрудниками банка, ставшими ему за время заточения такими родными. Но поскольку все самое интересное происходило по другую сторону стены, мы покидаем гостеприимный отель и заходим через другой вход в магазин одежды Acne Studios. Как объясняет мне мой провожатый швед, это один из самых богатых и успешных бутиков Скандинавии с годовым оборотом в несколько сотен миллионов долларов.

В магазине, несмотря на то, что клиентов сегодня совсем немного, не спешат показывать «ту самую» комнату.

— Подождите, я сейчас спрошу у нашего управляющего, — мнется девушка-кассир.

Управляющий, швед средних лет, появившийся через пару минут, разрешает осмотреть комнату, но только и исключительно потому, что я — корреспондент Sobesednik.ru:

— Обычных посетителей мы сюда не пускаем, — пожимает он плечами.

[:image:]

Не надейтесь, что, придя в бутик как будто за одеждой, сможете проникнуть незаметно в это легендарное помещение, которое находится в паре метров от центрального входа, по левую сторону: его держат на кодовом замке, да еще и за глухой черной занавеской.

Управляющий неохотно открывает для меня дверь — она, кстати, та самая, бронированная, как и было в банке. А вот внутри — склад. Просто склад коробок с джинсами и рубашками на стеллажах. Внутри комнаты, из которой можно было бы сделать такую классную туристическую фишку! Фотографировать тут тоже не дают: за мной и моим товарищем следят и управляющий, и его помощница.

— Посмотрели? Ну, говорю же, ничего особенного, — уже через минуту нас просят на выход.

На мои уговоры подумать об истории и не оставлять комнату знаменитого на весь мир события вот так управляющий-швед непреклонен:

— Да нам этот ваш синдром как-то пофиг. К тому же нам правда нужно это помещение для хранения одежды.

В общем, дорогие читатели, если соберетесь как-нибудь в Стокгольме грабить банк и брать в нем людей в заложники, не думайте, что шведы позаботятся о памяти вашего рискованного предприятия, даже если заложники в вас вдруг влюбятся, а вы прославитесь на весь мир. Зато сам Янне Олссон, который давно уже не дает никаких интервью, неожиданно проникся симпатией к Sobesednik.ru и даже, тряхнув стариной, захватил меня в заложницы...

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика