Историк об АПЛ "Курск": Политика? Мундир? А как же близкие?!

Наступила 15-летняя годовщина гибели АПЛ «Курск». О том, как это было, в интервью Sobesednik.ru рассказал Андрей Светенко

Фото: В результате трагедии погибли все находившиеся на АПЛ «Курск» (118 человек) // Global Look

Наступила 15-летняя годовщина гибели АПЛ «Курск». О том, как это было, в интервью Sobesednik.ru рассказал Андрей Светенко.

Подводная лодка «Курск» затонула в августе 2000 года в водах Баренцева моря во время тренировки флота. 12 августа, после того, как подлодка выполнила условный ракетный удар по кораблям предполагаемого противника, экипаж перестал выходить на связь. 14 августа «Курск» нашли на глубине 108 метров в 80 милях от главной базы Северного флота — Североморска. На борту АПЛ находились 118 человек: 111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия «Дагдизель».

В день, когда затонула подводная лодка «Курск», историк, автор рубрики «Уроки истории» и программы «Вопросы истории» на радио Вести FM и наш сегодняшний собеседник Андрей Светенко находился в Лондоне.

— Когда я был в Лондоне, заголовки газет звучали так: «Военные живы». В тот момент это очень участливо и сочувственно воспринималось. Были предложения о помощи в поднятии лодки. С помощью голландцев, британцев и других удалось её поднять. Когда время проходит, всё немножко затихает. Но самое главное — разобраться на самом деле в том, что произошло.

— До сих пор неизвестно, какое время они ещё были живы…

— Да. Тогда были сообщения от нашего военного ведомства о том, что экипаж погиб. Откуда такое точное знание того, что именно они действительно погибли? Каково это было слушать близким? Затем эта информация [лондонских газет], противоречащая предыдущей. Может быть, ещё кто-то был жив, может, был смысл поднимать лодку в экстренном режиме? Всегда бывает большая политика и «честь мундира», не выносят сор из избы, но каково было близким... На это тоже всегда люди обращают внимание и интересуются. Моральный аспект этого всего очень важен.

[:wsame:]

— Как вы думаете, а почему сейчас снижается интерес к этой трагедии среди россиян и СМИ?

— Это очень циничная постановка вопроса. Существуют вполне понятные вещи — время лечит, приходят новые трагедии. По угасающей, на самом деле, решительно всё происходит. Я не думаю, конечно, что это касается тех людей, которых это непосредственно коснулось — тех, для кого это личная трагедия. А что касается такого вывода, который вы сказали, то это, наверное, момент, который связан с организацией работы СМИ, с созданием атмосферы. О чём не говорят публично — значит, этого и нет? Но это далеко не так, на самом деле. Всё коррелирует сложнее.

— Это официальные формулировки социальных опросов.

— А что значит «стали меньше интересоваться», если вопрос ясен, если тема раскрыта, в ней нет интриги, в ней нет вопросов — кто, что и почему? Пришло знание, пришло понимание, с которым люди живут, не судачат об этом бесконечно, пришли новые исторические сюжеты, менее давние.

— Согласитесь, поскольку расследование не довели до конца, уголовное дело закрыли, как мне кажется, в этом деле не поставлена точка.

— Об этом трудно судить, потому что на самом деле и документы засекречены, и расследование в этом смысле служебный, ведомственный характер носило. Это вполне оправдано, потому что речь идёт о военных делах, о составляющей оборонной безопасности, в которой элемент секретности всегда присутствует.

Мне в этом смысле другое кажется важным. Действительно, вы правы, если перестать об этом вспоминать… Но этого не происходит — сегодня годовщина, траурные мероприятия проходят в ряде городов, не в одном месте. И проходят по инициативе снизу, это всё очень показательно. Но если перестать об этом говорить и не передавать это знание из поколения в поколение, то действительно вырастут люди, для которых в какой-то момент это окажется новостью, окажется неизвестной страницей.

[:wsame:]

Вот например молодое поколение журналистов: через одного спроси выпускников журналистских факультетов — они про Диму Холодова ничего не знают. Им нужно объяснять. [Прим. редакции: российский журналист Дмитрий Холодов был известен своими публикациями о коррупции в российской армии. Он погиб 17 октября 1994 года в результате взрыва самодельной мины-ловушки, которая находилась в портфеле. Холодов считал, что там находятся документы о нелегальной торговле оружием с чеченцами.]

И таких случаев с советской историей и российской историей очень много, когда человек в возрасте, с опытом, очевидец событий вдруг от детей узнаёт, что они ничего про это не знают или не помнят…

Не удивлюсь, что для многих людей среднего возраста упоминание о гибели АПЛ «Курск» прозвучит свежо и неожиданно. Как и сама дата, по дню, что называется, по году, который был ровно 15 лет назад. Такое печальное обстоятельство присутствует. Но, может быть из-за того, что есть другие более свежие трагедии в голове у многих?

— Когда было десятилетие трагедии, тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев не приехал на траурные мероприятие. Это всё-таки странно.

— Да. Ну что, таким образом это и происходит.

[:image:]

— Кстати, сегодня, 12 августа, Минобороны заявило, что данные о подлодке могут рассекретить до 2030 года. Что это значит для нас?

— Это сигнал, свидетельствующий о том, что власть и органы учитывают общественно-политический контекст ситуации и говорят, что эта тема не будет закрыта, что информация будет поступать раньше срока секретности, давности, который применяется для документов, связанных с военной тайной, с обеспечением безопасности. Это можно считать позитивным сигналом.

— Получается, мы пока не можем говорить о том, что в будущем могут возобновить расследование, но можем о том, что это держится на контроле?

— Понимаете, мы практически в каждом таком деле, связанном с трагедией, катастрофой, аварией, несчастьем, начинаем негодовать и вопить, что нужно кого-то схватить, арестовать, посадить. Это как в Нижнем Новгороде сейчас, после случая с массовым убийством отцом-маньяком своей семьи, начинают, что называется, «брать под козырёк» и арестовывать полицейских [Прим. редакции: 52-летний многодетный отец Олег Белов, житель Нижнего Новгорода 26 июля убил свою жену и шестерых детей. Материалы на данную тему вы можете прочитать на странице Резня в Нижнем]. Наверное, есть какие-то основания для того, чтобы предъявить им обвинения в невыполнении служебных обязанностей, но это тоже пример «снявши голову, по волосам не плачут».

Я не к тому, что не нужно призывать к ответу тех, кто виновен. Но бывают вещи, как гибель подводной лодки «Курск», в которых не ясно, кого и за что наказывать. Это, кстати говоря, очень интересный момент, потому что, если это была авария с использованием военного объекта, то, как это ни страшно прозвучит, виноваты те, кто осуществлял командование подводной лодкой.

Но в чём смысл правосудия? Оно должно докопаться до истины и установить, что именно было. А потом мы уже можем делать выводы, преследовать кого-то.

— Какие мы можем вынести уроки из этой истории?

— Также, как и из других историй, которые мы вслух не указываем, не перечисляем на пальцах, связанные с катастрофами, происшествиями, ЧП, авариями и так далее, — ответственность. Ответственность каждого на своём рабочем месте. Это звучит банальнейшим образом, это пропаганда советская, что называется, «все зубы прожевала». Но это верно! Вы знаете, среднестатистический обыватель на это реагирует так: «О, власть виновата! О, соседи виноваты! О, враги виноваты! О, другие виноваты» или «Это всё зависит от кого-то, но не от меня самого». Он в этом смысле зритель, наблюдатель, в каком-то моменте превращается в судью, когда-то его просят присоединиться к обсуждению, вот меня опрашивает ВЦИОМ, и я высказываю своё мнение, участвую в процессе, но ответственности за происходящее очень мало.

А этим должно быть проникнуто всё и вся. Чувством долга. Любая работа и любое действие связано с тем, что ты в коллективе, тебя окружают люди. А этот пофигизм, цинизм, непрофессионализм, — к сожалению, примета нашего времени по отношению к самим себе.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика