Почему охрана стала бить посетителей супермаркетов

Участившиеся ЧП в столичных магазинах: с чем это связано, почему так происходит? «Собеседник» разбирался в ситуации

Фото: В магазинах участились ЧП с посетителями и охранниками // Александр Шемляев / Russian Look

Участившиеся ЧП в столичных магазинах: с чем это связано, почему так происходит? «Собеседник» разбирался в ситуации.

3 февраля по подозрению в краже трёх пачек масла из магазина «Магнит» была задержана жительница Санкт-Петербурга Рауза Галимова. Её отвезли в отделение МВД РФ по Кронштадскому району города, где состояние пенсионерки резко ухудшилось. Вскоре женщина скончалась.

7 июня в «Пятерочке» на Ставропольской улице в районе Люблино ЮВАО Москвы охранник заподозрил семилетнего мальчика в краже мороженого и ударил его электрошокером.

30 июня охранник расположенного в САО столицы на улицы 800-летия Москвы магазина избил 33-летнего мужчину. Да настолько сильно, что пострадавшего отправили в больницу с черепно-мозговой травмой и переломом височной кости.

[:wsame:]

Генеральный директор ООО ЧОП «Белган» Валерий Ганков в интервью «Собеседнику» отметил, что охранник имеет право применить силу только в нескольких случаях: если нападающий вооружён, если его жизни и жизням посетителей магазина угрожает опасность.

— Случай, который произошёл в «Пятёрочке» 30 июня, вопиющий и подлежит уголовному преследованию, потому что так нарушаются все законодательства — и гражданское, и закон об охранной деятельности. Охранник должен на крайний случай предупредить, что может применить спецсредство или силу. В случае с «Пятёрочкой», очевидно, ничего подобного не было.

Эксперт подчеркнул, что в случае, если охранника магазина провоцируют, он всё равно обязан действовать согласно инструкции, под которой подписывался: «Против правоохранителей осуществляются постоянные провокации. Вы скажете, что полиция должна сразу применять силу?».

[:wsame:]

Напомним, что охранник, подозреваемый в избиении посетителя 30 июня, заявил, что посетитель магазина сам спровоцировал драку: он якобы вызывающе себя вёл и первым ударил стража порядка в грудь.

Что касается ситуации с избиением ребёнка, то охранник утверждал, что мальчика не трогал, а весь шум подняли родители для того, чтобы вымогать деньги. Кстати, во второй ситуации за охранника вступился работодатель (для охраны магазина «Пятёрочка» привлекают сотрудников ЧОПов) ЧОП «Олсен».

А вот инцидент 30 июня остался без комментариев работодателя охранника: в СМИ появилась информация о том, что он работает на ООО «Норд-Вест». «Собеседнику» представители предприятия сведения опровергли, добавив, что не сотрудничают с «Пятёрочкой».

А генеральный директор ООО ЧОП «Голдекс» Максим Калинин заявил, что, согласно его информации, в «Пятёрочке» нет квалифицированных охранников:

— В «Пятёрочках», как это показала практика в люблинском магазине, не охранники, — рассказывает «Собеседнику» Калинин. — Там обычный сотрудник, они называют их администраторами, помощниками, но к ЧОПу они не имеют никакого отношения. «Пятёрочка» экономит деньги на привлечении хороших специалистов, это одна из самых жадных торговых сетей. Они нанимают обычных людей, которые склонны поддаваться на провокации, могут вступить в драку в силу своей подверженности.

[:wsame:]

«Собеседник» не владеет информацией, доказывающей или опровергающей информацию гендиректора «Голдекса». Но в X5 Retail Group, которая владеет «Пятёрочкой», нам сообщили, что компания готовится пересмотреть принципы отношений с подрядчиками и планирует ужесточить требования.

Однако волнует больше другое: почему работающие охранниками люди все чаще вступают в физическое противостояние с посетителями магазинов? Из-за чего и зачем они это делают?

Психолог и психотерапевт Герман Шляхов считает что тому может быть три причины: наличие власти, прессинг со стороны начальства и желание быть героем.

— Он, видимо, чувствует себя обличённым большей властью, то есть, ему больше дозволено. И, соответственно, эту власть он может применить, — объясняет «Собеседнику» Шляхов первый вариант. — Он понимают, что должен охранять определённую территорию и ему нужно проявить себя. Как он может себя проявить? Только если на эту территорию, на эти товары кто-то посягает. Поэтому, если у человека есть стремление к какой-то власти, то он волей или не волей не то, чтобы провоцировать, а искать прецеденты, где он сможет проявить эту власть.

[:image:]

В случае с прессингом со стороны начальства ситуация другая: охранник — человек, ответственный за сохранность товара, магазина и его посетителей человек. Работник, уверен психолог, прекрасно понимает, что не должен применять физическую силу к посетителям, но в то же время иногда под давлением обстоятельств, начальства может перегнуть палку с обеспечением безопасности.

Третья же причина заключается, по словам Шляхова, в желании погеройствовать:

— Ощущение власти. Даже больше — дали человеку инструмент воздействия, он хочет проявить себя ответственным. Все мы смотрели и читали мультфильмы про героев, фильмы про войну. И желание быть героем внутри сидит. А поскольку психология деформированная, получаются такие вещи.

— Эти охранники [охранники в «Пятёрочках»] очевидно недопустимо себя ведут. Я очень сомневаюсь, что руководитель СБ сказал: «Если что — бей детей электрошокером», — резюмировал Герман Шляхов.

В качестве итога хочется отметить, что в жизни бывают разные ситуации — кто-то где-то нагрубил, нахамил, толкнул, оскорбил, кто-то не понял, а кто-то полез на вас с кулаками.

Главное — помните, что выбор — откликнуться на провокацию или успокоиться — остаётся за вами.

Просто сделайте его правильно...

Другие статьи о скандальной ситуации в «Пятерочке» и других супермаркетах читайте на странице ЧП в магазинах.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика