17.06.2015

100 шагов Назарбаева

«План нации» Нурсултана Назарбаева сделает Казахстан центром мирового притяжения

Фото: Нурсултан Назарбаев // Александр Алтухов / Russian Look

«План нации» Нурсултана Назарбаева сделает Казахстан центром мирового притяжения.

Прозрачное правительство, «честная» судебная система и мировой финансовый центр с английским правом – вот что обещает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в стратегии модернизации государства «100 шагов по реализации пяти институционных реформ». Программа, которая получила название «План нации», поможет стране войти в 30 развитых государств в новых исторических условиях и в ближайшей перспективе стать не только финансовым центром центральной Азии, но и максимально привлекательным местом для инвесторов, получить статус современного индустриального, а не сырьевого государства.

В ходе реализации реформ предполагается привлечь как минимум 10 транснациональных корпораций в перерабатывающий сектор Казахстана для создания экспортных товаров. Эксперты уже сегодня прогнозируют рост казахстанского реального ВВП, который последние пять лет растет в среднем на 6% в год (в среднем, по подсчетам аналитиков, на 3,2% быстрее российского). «100 шагов» были опубликованы в открытом доступе практически сразу после вступления Нурсултана Назарбаева в должность президента после выборов. Именно осуществление реформ лидер Казахстана назвал «общенациональной задачей номер один на предстоящие 10, может быть, 15 лет».

Программа стала сюрпризом для многих – нет, конечно, президент Казахстана еще до выборов обещал провести реформы в стране, но, мы же привыкли спокойно относиться к предвыборным обещаниям. Неожиданностью стала сама программа. Президент Сбербанка Герман Греф даже признался, что испытал «культурный шок», прочитав этот документ. По его мнению, это «напоминает программу правительства Сингапура, да и многие страны Европы могли бы позавидовать».

Стратегия «ста шагов» - это пошаговое вхождение Казахстана в мировую систему коммуникаций, модернизация правительства путем привлечения лучших кадров, в том числе иностранных, реформа правосудия, проведение преобразований в экономике, выстраивание новой казахстанской идентичности и, наконец, переход к президентско-парламентской форме правления.

Насчет последнего пункта споры не утихают и по сей день: многие не верят в то, что президент готов поделиться своими полномочиями с парламентом. В кулуарах Астанинского экономического форума один российский политолог даже привел ряд аргументов, указывающих на то, что Нурсултан Назарбаев не пойдет на это. В завершение он сказал: «никто и нигде больше об этой инициативе говорить не будет, а народ о ней забудет». Однако президент каждый день напоминает об этом, как бы скептически не смотрели на это авторитетные политические эксперты.

Президент – Парламент – Правительство

Политический трансфер власти Назарбаев последовательно осуществляет в последние годы, расширяя участие парламента в управлении государством по формуле: сильный президент – влиятельный парламент –подотчетное правительство. Несмотря на то, что преимущества президентской формы правления неоспоримо в период мировых финансово-экономических кризисов, сегодня можно говорить о том, что Казахстан – успешное и сильное государство, которое готово к осуществлению экономических и политических реформ. Позиция Нурсултана Назарбаева всегда была такова: никакие экономические реформы невозможны при нерешённых социальных вопросах.

В Казахстане за двадцать три года независимости не было никаких межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Особенных успехов удалось достичь в языковой политике. В 1995 году была создана Ассамблея народов Казахстана – весьма полезная организация. При ее участии издаются газеты и журналы на 15 языках и выходят радио- и телепрограммы на 11 языках. В школах преподаются 22 языка народов, живущих в Казахстане. Кроме казахских и русских театров работают 4 национальных. Действуют 350 национально-культурных центров. А в 2006 году ОБСЕ даже назвал языковую политику в Казахстане самой лояльной на всем постсоветском пространстве.

Демократия, по словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, заключается в том, чтобы государство сделать подотчетным перед народом. «Люди должны иметь доступ к информации, решению правительства, особенно на местах. Бюджет должен решаться открыто на местных парламентах с участием общественных организаций и людей, и отчитываться должны каждые полгода, каждый уровень перед населением, и отвечать на вопросы», – заявил Назарбаев на встрече с главами государств-участников СНГ, проходившей в Акмолинской области.

[:wsame:]

В наличии сильного союзника и партнера по единому экономическому пространству для России определенно есть свои плюсы. Один из них озвучил недавно Герман Греф: через финансовый центр, который планируется создать в Астане, отрезанная от западных кредитов Россия планирует привлекать средства в исламских странах. Но есть и другая сторона медали: наши инвесторы, заметив более теплые условия для бизнеса у нашего соседа, могут перенаправить свои финансовые потоки в Казахстан. Впрочем, может тогда и в России задумаются над своими реформами, чтобы не отставать от соседа.

В Казахстане уже сегодня создан весьма привлекательный инвестиционный климат: невысокие налоги, открытость и доступность правительства, как отзывался о казахстанском инвестклимате президент Лукойла Вагит Алекперов. «Достаточно стабильные законы и главное в Казахстане – это доступность правительства и председателя правительства, то есть все мы – руководители крупных энергетических компаний, которые работают в Казахстане, всегда имеем возможность доступа к председателю правительства, членам правительства, министрам. Эта созданная Каримом Масимовым атмосфера открытости, доступности позволяет нам очень быстро решать те насущные, может быть небольшие, проблемы, но которые есть и тормозят наше развитие», — считает Алекперов.

А теперь посмотрим, какие же конкретно шаги предложил Казахстанский президент.

Судебные реформы и борьба с коррупцией

Основными шагами по модернизации судов станут создание отдельной организации в Верховном суде для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов, создание независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права. Так же рассчитывается внедрение записи всех судебных процессов (при чем, судья не имеет право приостановить или отредактировать запись). Планируется создать независимый орган для борьбы с коррупцией.

Реформы правительства и прозрачность

Планируется ввести систему мониторинга результатов работы правительства, работающую в паре с системой поощрения за хорошие результаты госслужащих. Так же сотрудников правительства обяжут отчитываться своими успехами публично, выступая перед народом. Сам прием на государственную службу ужесточится, а поступление на госслужбу начнется с самых низовых должностей.

Экономические реформы и развитие малого и среднего бизнеса

В главе списка стоит невоплощенная некогда идея России – создание мирового финансового центра. Планируется построить международный финансовый центр Астана (AIFC) на базе инфраструктуры ASTANA EXPO-2017 с приданием ему специального статуса с независимой судебной системой, функционирующей на принципах английского права. Судейский корпус формируется из числа иностранных специалистов. Должно быть организовано комфортное авиасообщение финансового центра с ведущими финансовыми центрами мира. Аренду офисов планируется сделать бесплатной в первые два года работы.

[:wsame:]

Для инвесторов планируется сделать еще более привлекательные условия, чем сейчас. Они смогут привлекать иностранную рабочую силу на весь период реализации проекта и еще один год после ввода объекта в эксплуатацию без каких-либо квот и разрешений.

Например, аграриям планируется предоставлять кредиты под залог будущего урожая. Такой практики нет не в одной стране, сообщили на 28-м планерном заседании Совета иностранных инвесторов. Так же будет регулярный мониторинг использования сельхозземель. Все неиспользованные земли будут переходить в государственный фонд для дальнейшей приватизации. Планируется поэтапно отказаться от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной документации.

А вот малому бизнесу, судя по всему хотят создать настоящее соревнование в рамках инициативы «национальные чемпионы». Ее суть сводится к тому, что бы оказывать поддержку лидирующим компаниям среднего бизнеса в несырьевых отраслях экономики.

Изучая этот список реформ, многие вспоминают Сингапур, известный своим благоприятным инвестиционным климатом и высококонкурентной средой. Когда-то это была маленькая, бедная страна, которая была вынуждена импортировать даже пресную воду. Ее тогдашний лидер Ли Куан Ю решил заняться экономическим развитием, сделав Сингапур «машиной» по привлечению иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», — писал Ли Куан Ю. Велась жесточайшая борьба с коррупцией, расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю. В результате Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира.

Казахстан в отличие от Сингапура далеко не бедная страна. Уже сегодня в Казахстане самый привлекательный инвестиционный климат в Центральной Азии. Существует мощный союз с двигающими свою экономику странами – Россией и Китаем. Но для Казахстана сейчас важно укрепить сотрудничество с европейскими партнерами. Для этого и будет создан транспортный коридор, который будет проходить через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу.

Безусловно, казахстанский путь имеет много общего с историей Сингапура. Однако позвольте провести еще одну параллель с реформами государственного управления Петра I. Когда он захотел обновить государство, то обнаружил, что в стране не хватает кадров - инженеров, флотоводцев, военачальников, ученых. Тогда он решил, что нужно привлекать иностранцев. Вот и Назарбаев решил, что иностранцев можно привлекать даже на госслужбу, это будет возможно для них. В планах реформ Назарбаева создание такого государства, где комфортно будет чувствовать себя как европеец, так и евразиец.

Однако Казахстану еще есть над чем работать, например, редактор делового еженедельника Forbes Стив Форбс считает, что Казахстан должен принять правильные решения в монетарной политике и добиться стабильности национальной валюты. В качестве позитивных примеров он привел США, Китай, Германию, которые сосредоточены именно на стабильности валюты. Но Казахстан, ориентируясь на лучшие практики Европы и Азии, идет своим, особенным путем.

Кстати, один предприниматель, занимающийся проблемами развития агломераций в регионах России, еще во время форума в Астане поделился: «Эти «100 шагов» нужно распечатать в 300 экземплярах и раздать нашим губернаторам и руководителям администраций - в качестве настольной книги. Настолько все ясно, просто и правильно».

Феликс Песков, Институт региональной экспертизы

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика