Темная сторона ЦДМ. Как реконструкция изменила "Детский мир"

«Собеседник» побывал в открывшемся «ЦДМ на Лубянке» и удивился, как же время и нравы изменили тот самый «Детский мир»

Фото: "Центральный детский магазин на Лубянке" открылся с помпой // Андрей Струнин

«Собеседник» побывал в открывшемся «ЦДМ на Лубянке» и удивился, как же время и нравы изменили тот самый «Детский мир».

[:rsame:]

С помпой, с приглашенными звездами, банкирами и чиновниками в Москве открыли «Центральный детский магазин на Лубянке». У «Детского мира» появилось новое название и новый смысл. Внутри его не узнать.

Ублажишь Ягу – прокатишься на карусели

Мы сходили в старый-новый «Детский мир» и в день открытия, и на следующее утро. Как и догадывались, в реакции посетителей мы увидели две большие разницы.

На торжество пускали по приглашениям, так что гости просто обязаны были восхищаться и благодарить организаторов. Ночь размыла vip-тусовку, и наутро ее сменила другая толпа. Она рассеянно озиралась вокруг себя, крутила головами, фотографировала... Но это были не туристы. Это бывшие советские граждане, пришедшие в новоиспеченный ЦДМ в поисках «того самого», прежнего «Детского мира».

[:image:]

[:rsame:]

Но его, увы, уже не найти. Можно только собрать по крупицам. Атмосферу – в бывшем «Военторге» на Воздвиженке, куда переехал «Детский мир», потеряв здание на Лубянке. Незабвенные игрушки – в Музее детства, что загнали под самый купол ЦДМ. Туда попробуй еще дойди. На остальные этажи легко добраться лифтом и эскалатором, а сюда приходится взбираться по длинной лестнице на своих двоих. Если вам слегка за 30, может, еще ничего. А вот посетители постарше, покорив этот Эверест, едва скрывают одышку.

О былом, настаивают новые владельцы здания на Лубянке, должны напоминать механические часы. Но что-то незаметно, чтобы вращающиеся шестеренки зачаровывали посетителей так, как оживавшая каждый час избушка. Знаменитая карусель уменьшилась в размерах и разработала какую-то странную систему допуска. Оседлать разрисованных коней разрешают только тем, кто не выше 120 см. Но сначала отправят к Бабе-яге – она в другом крыле этажа с каруселью.

[:image:]

[:rsame:]

– Кто рассмешит меня или выполнит задание – получит жетон и прокатится на карусели! – дразнит детей чертовка. – Но жетонов пока нет, приходите позже.

Интересно, что вчера катали просто так, без всяких заданий и жетонов...

Развлечения бесплатны и работают

Магазин был закрыт всего 6 лет, а кажется, что целую вечность. Поэтому и параллели напрашиваются более глубокие, продиктованные ностальгией по доперестроечному образцу. Раньше в крупнейший детский универмаг ехали, чтобы отхватить дефицит или урвать импорт. Теперь гэдээровских (условно) кукол, за которыми охотились родители пионеров, в новом «Детском мире» завались. А в поисках отечественных товаров, наоборот, придется прилично побегать. Про импортозамещение в ЦДМ, судя по ассортименту, не слышали.

[:image:]

[:rsame:]

Вообще, в нынешнем виде ЦДМ больше смахивает не на «Детский мир», а на самый обыкновенный торгово-развлекательный центр, которых в столице понастроили у каждой станции метро. Кинотеатр, гастроном, куча фастфудовских забегаловок, магазины одежды и канцелярия... Больше всего, конечно, детских товаров. Цены на обычном московском уровне. То есть бюджетник из Пензы к ним вряд ли подступится. А изобилие – ну кого им сегодня удивишь?

Что привлекает – игровые зоны, рассредоточенные по шести этажам торгового центра. Честно говоря, с учетом выросших площадей их могло быть гораздо больше. А так получается, что интерактивные удовольствия созданы не для того, чтобы РАЗвлекать, а чтобы ЗАвлекать потенциальных покупателей. Сфотографироваться с ростовыми куклами любимых персонажей, пособирать конструктор, поиграть в песочнице, прокатиться на мотоцикле, пройти лабиринт на большом сенсорном экране – все это доступно бесплатно.

[:image:]

Владельцы ТЦ оговорились на открытии, что в будущем возможны изменения (вход на шоу динозавров – уже 500 рэ). Поторопиться советуем еще и потому, что пока все поддерживается в рабочем состоянии. Спросите сотрудников Московского планетария – как часто школьники ломают все, что можно дернуть, нажать, запустить... Вероятно, агрегаты ЦДМ тоже не избегут закрытия на внеплановый ремонт.

[:rsame:]

Удовольствие под пытками

Новая жизнь «Детского мира» началась со скандала. Силами «Ералаша» сняли серию рекламных роликов: дети под пытками добиваются от родителей, чтобы те отвели их в ЦДМ. С учетом расположения ТЦ (по соседству со зданием КГБ) шутка Грачевского показалась двусмысленной, и сюжеты в телеэфир не пошли.

Хотя суть визита в «Детский мир» ими уловлена точно. Конечно, очень бы хотелось четко разделить ЦДМ на две зоны – экскурсионно-развлекательную и магазинно-разорительную, но ведь не в сказке живем. Мы должны отдавать себе отчет, что, желая приобщить чадо к памяти о своем «Детском мире», мы либо останемся без денег (против стольких искушений не устоит ни один ребенок), либо (если позволяют сознательность и возраст) придется договариваться о числе и сумме покупок.

[:image:]

Отдельно нужно предупредить всех, кто пойдет на открытую смотровую площадку (расположена чуть выше Музея детства). Она, в отличие от подобной точки на Останкинской телебашне, доступна в любую погоду. Так что, во-первых, одевайтесь теплее. А во-вторых, крепче держите детей за руку. А то разинете варежку на Кремль с высоты птичьего полета, а малец в это время вскарабкается на парапет... Часть площадки не оборудована вообще никаким ограждением (мы заметили лишь одного сотрудника службы безопасности, да и тот пришел полюбоваться видом), а часть закрыта стеклом полутораметровой высоты. Преодолеть которое при наличии поручня для юных джамперов не проблема.

Ну и приятной вам прогулки. Даже в таком виде ЦДМ – праздник. Более дорогой, но и более изысканный, чем в нашем детстве. Стал ли он более душевным – вот в чем вопрос. Душевность или есть, или ее нет. Ее ни за какие деньги не купишь. Даже в Центральном детском магазине.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика