Сладкая жизнь с нуля: как студент открыл онлайн-кондитерскую

«Собеседник» узнал, как обычный студент открыл интернет-магазин сладких подарков из бельгийского шоколада и не только

Фото: В онлайн-кондитерской Mixville можно собрать собственный десерт, как конструктор // Андрей Струнин

«Собеседник» узнал, как обычный студент открыл интернет-магазин сладких подарков из бельгийского шоколада и не только.

[:rsame:]

Три года назад 20-летний студент Олег Гуськов пошел в магазин выбирать подарок знакомой девушке. Не найдя на полках ничего интересного, он придумал необычный кондитерский бизнес.

Когда некого спросить

Осенью 2011 года, когда началась эта история, Олег учился на втором курсе Международного института экономики и финансов при Высшей школе экономики. Учеба была платная, жизнь – обычная студенческая: общага, сто друзей и минимум рублей. Олег подрабатывал, делал ставки в букмекерской конторе и однажды выиграл 80 тысяч рублей.

В магазине он удивился скудному выбору шоколада: молочный, горький, с фундуком, с изю­мом – вот и весь ассортимент. И подумал, что для тех, кого такое положение не устраивает, можно делать шоколад с необычными добавками.

[:image:]

– Я сразу прикинул, сколько у меня денег, – вспоминает Олег. Их было немного, всего 100 тысяч рублей. – Понятно, что фабрику с большой трубой, как я мечтал в детстве, на это не построить. Но решил начать, а дальше – как пойдет. Позвонил другу, накидал на бумаге, как это вижу. А видел я это как конструктор шоколада – сайт, на котором человек мог бы собрать себе такую шоколадку, какую он хочет, и сделать заказ. Друг пошел домой делать сайт, а я вернулся в общежитие и всю ночь искал в интернете, как делать шоколад. Я вообще в этом ничего не понимал, просто спрашивал у «Гугла» – больше не у кого было спросить.

Сто друзей

[:rsame:]

Пара месяцев ушла на создание сайта – «медленно, зато почти бесплатно». В это время к Олегу присоединился его друг и однокурсник Александр Финагин. Денег на аренду цеха не было, поэтому ребята пошли другим путем: они стали искать ресторан, куда заказы можно было бы отдавать на аутсорсинг.

– Я обзвонил, наверное, 150 адресов, – вспоминает Гуськов. – И только в одном месте согласились. Это меня удивило, потому что предложение хорошее – у ресторанов всегда есть свободные площади и руки. Мы заказали упаковку, купили ингредиенты. Когда объемы маленькие, ты не можешь заказать продукты напрямую у поставщика или через дистрибьютора. Поэтому мы поехали на Дорогомиловский рынок и купили там всего по 200–300 граммов – орехи, сушеные ягоды, фрукты, около 80 наименований. Там же купили шоколад в каллетах (шоколад, который используют кондитеры, продается в больших упаковках и выглядит как мелкие «капли», которые называют каллетами. – Ред.). И отвезли все это в ресторан. С каждой плитки он брал себе 40 рублей. Затраты мы окупили недели за три.

Когда онлайн-кондитерская Mixville открылась, первыми клиентами стали те самые «сто друзей», составляющие главное богатство студента. Олег и Саша рассказали о своем проекте всем, кому могли, а параллельно раздавали флаерсы, развешивали в университете афиши, подключали сарафанное радио, которое, как всегда, отлично сработало. Потом пошли к своему декану просить разрешения продавать шоколад через студенческую столовую и получили добро: большая плитка в упаковке с логотипом ВШЭ стоила там 210 рублей. Параллельно ходили со своим продуктом по кофейням и бизнес-центрам.

[:image:]

– Один из баров уже через две недели взял у нас шоколад тысяч на 70 рублей, в то время фантастическую для нас сумму, – вспоминает Олег. – Помню, я вез эти деньги в метро и боялся, что меня ограбят. Мы купили сейф, поставили у Саши дома и буквально каждую заработанную копейку туда складывали.

Сейчас Гуськов говорит, что это было неправильно. Ребята экономили на всем и не понимали, как можно потратить несколько тысяч рублей на рекламу. Все делали сами – в том числе развозили по городу заказы. Учебу пришлось бросить. Узнав об этом, родители Олега полгода с ним не разговаривали.

[:rsame:]

– На месте отца я бы, наверное, так же поступил, – смеется он. – Что касается дела, то, если хочешь плодов, надо вкладываться – и в людей, и в рекламу, и в помещение.

Что-то свое

Что тотальная экономия и чужой ресторан – не выход, ребята поняли довольно скоро.

– Это выгодно, но тебе могут сказать: извините, у нас было много заказов, ваш мы не успели сделать, – объясняет Олег. – Приходится обзванивать клиентов, переносить доставку, а человек, например, идет на день рождения – завтра ему твой шоколад уже не нужен.

Ребята сняли помещение в 20 кв. м в районе МКАДа. На накопленные 350 тысяч рублей купили подержанную темперирующую машинку (темперирование – это нагревание и охлаждение шоколада для придания ему нужных качеств), холодильник, печку и наняли студентку-кондитера.

И вскоре убедились, что все сделали вовремя. Шоколад – продукт сезонный, самые горячие дни – День святого Валентина, 8 марта и канун Нового года. Хождение по бизнес-центрам принесло плоды, и в первый же Новый год Олег и Саша получили крупный заказ от рекламной компании – 48 тысяч шоколадок. Плитки были маленькие, но каждую все равно пришлось отливать вручную. В срочном порядке ребята стали искать второго кондитера и несколько дней фактически жили на производстве – сами делали шоколад, сами упаковывали, сами развозили.

[:image:]

Кондитера они в итоге на­шли, однако поняли, что всех проблем это не решит, если твое производство – размером с комнату в хрущевке.

– Есть мнение, что бизнес должен быть пусть и маленький, но свой, – рассуждает Олег. – Я тоже так считал, но потом ушел от этого. Надо было запускать новые продукты, нужен был опыт, получить который можно, только наняв в команду умных людей. Для этого нужны деньги. И вот однажды мы решили, что надо делать презентацию для потенциальных инвесторов, а вечером того же дня мне позвонил незнакомый человек и сказал буквально следующее: «Привет, я Михаил. Ты меня не знаешь, но давай встретимся». Оказалось, что звонит выпускник «Вышки», у него есть венчурный фонд, который дает инвестиции небольшим компаниям. Через неделю мы уже работали вместе. Первые инвестиции пошли на новое помещение (в десять раз больше, чем у нас было) и пятерых новых сотрудников – мы наняли еще кондитеров, специалиста по логистике и кладовщика.

Дом с трубой

[:rsame:]

Кроме шоколада с перцем, базиликом, имбирем, морской солью, эквадорским кофе и прочей экзотикой, с самого начала ребята делали еще и мюсли. Этого оказалось мало, и сейчас в «меню» 7 позиций, в том числе свежие фрукты в шоколаде, торты, чай, кофе и пирожные-макаруны. С макарунами пришлось помучиться: они получались то слишком хрупкими, то слишком сладкими, то недостаточно нежными. В итоге известную вроде бы рецептуру переделывали много раз, Олег после дегустаций почти перестал есть сладкое, а в команде появился французский шеф-кондитер.

Бизнесу вся эта макарунная история пошла на пользу.

– Когда у нас были только шоколад и мюсли, средний чек был 800 рублей, теперь – 2470, – объясняет Олег. – Если бы я начинал сейчас, сразу запускал бы больше продуктов.

В прошлом году ребята еще раз привлекли инвестиции и опять переехали – в помещение в сто раз больше, чем три года назад был их первый цех. У этой фабрики уже есть труба. Вскоре после переезда начался кризис, который, однако, «шоколадных» парней не испугал. Они собираются открывать свои точки в торговых центрах и начать делать еще и модные сейчас капкейки.

[:image:]

– Кризис – неплохая встряска, повод пересмотреть свои дела, – пожимает плечами Олег. – Часто говорят, что это хорошее время и для начала бизнеса, но я так не думаю. Им вообще нельзя заниматься, потому что момент кажется удачным. Но если решили удариться в бизнес, делайте то, что умеете лучше других. И тогда уже ничего не бойтесь.

/детали

Стартовый капитал: 100 тысяч рублей (на 2011 год). «Cвязываться с кредитами я бы очень не советовал, если бизнес первый, – говорит Олег Гуськов. – Думать об этом можно, только если у тебя огромный опыт».

Помещение: оно должно соответствовать санитарным правилам для предприятий общественного питания – закуток на даче не подойдет. В Москве, например, снять цех в районе МКАДа можно в среднем по 6–7 тысяч рублей за м2/год.

Оборудование: новая машина для темперирования стоит от 400 тысяч рублей, но подержанные намного дешевле – с них начинают все шоколатье-новички. Пластиковые формы для шоколада – около 150 рублей за штуку, пирометр для бесконтактного измерения температуры – 3 тысячи.

Персонал: нужен как минимум один кондитер, средняя зарплата которого в Москве – 30 тысяч рублей.

Сырье: бельгийский шоколад в каллетах стоит 600–700 руб./кг, сублимированные ягоды и фруктовые чипсы – 500 руб./кг.

Реклама: на первых порах поможет интернет – рекламироваться можно через социальные сети практически бесплатно.

Доход: рентабельность продаж – около 30%.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика