Александр Митта: Российское кино в кризисе? А в Голливуде была настоящая катастрофа!

Вслед за ремейками «Иронии судьбы», «Служебного романа», «Кавказской пленницы» снимается и новый «Экипаж». У одних ремейки вызывают только раздражение, другие готовы смотреть новодел

Фото: Александр Митта // Russian Look

Вслед за ремейками «Иронии судьбы», «Служебного романа», «Кавказской пленницы» снимается и новый «Экипаж». У одних ремейки вызывают только раздражение, другие готовы смотреть новодел. А что думает создатель «Экипажа» 1979 года Александр Митта?

Я не против ремейков

– Вам не кажется, что поистине народный фильм только испортят очередным ремейком?

– Я бы не стал с такой уверенностью об этом говорить. Собралась очень хорошая команда. Режиссером выступает Николай Лебедев, снявший фильм «Легенда №17» о Валерии Харламове – не припомню столь же успешных лент на широком экране в последние годы.

Скажу больше: я работаю на новом «Экипаже» режиссером-консультантом. Больше ничего по этому поводу, извините, сообщить не могу, в моем рабочем контракте прописан пункт о неразглашении информации до премьеры.

– Но вы же не будете отрицать, что российское кино находится в глубоком кризисе? Почти нет оригинального и свежего, и живут часто за счет старых идей, из советской эпохи.

– Я вас «успокою» (усмехается): до недавних пор и в Америке была такая же проблема. Одни и те же сюжеты «отжимали» – использовали раз за разом. А ведь «фабрика грез» «кормит» фильмами весь мир. И отсутствие идей для нее – настоящая катастрофа, гигантская киноиндустрия просто рухнет.

Новое рождение и второе дыхание дали сериалы. Сейчас на них в Голливуде тратят огромные бюджеты, снимаются лучшие и самые высокооплачиваемые артисты. Если раньше в полтора часа экранного времени нужно было втиснуть новеллу, целую жизнь, то теперь есть возможность спокойно повествовать на протяжении 10–12 серий. Появляются новые направления и жанры.

[:image:]

Думаю, это ждет в ближайшем будущем и российское кино: начнут снимать качественные и дорогие многосерийные киноистории. Есть мнение, будто кино умирает. Но это не так. И у драмы бывали периоды спада, а потом начинался рассвет. А ведь история театра насчитывает тысячи лет, тогда как киноискусство всего каких-то лет сто назад появилось и у него еще все впереди.

Ну, а советскую эпоху тоже не стоит идеализировать. Киностудии принадлежали государству, все сотрудники – члены профкомов, парткомов, и их нельзя уволить. Чем некоторые нерадивые работники откровенно пользовались – ничего не делали, понимая, что серьезного наказания не будет.

Прекрасно помню, как во время работы над фильмом «Гори, гори, моя звезда» из-за горе-администраторов никак не могли найти велосипед для главного героя, из-за чего съемки фактически встали на две недели и обошлись в копеечку. Сейчас же продюсеры сами собирают себе команду на проект. И если сотрудник, к примеру, плохо зарекомендовал себя, его больше не пригласят. И это дисциплинирует.

[:image:]

Почему провалился «Щелкунчик»

– Что вам вспоминается о съемках «Экипажа» в первую очередь?

– Картина вышла на экраны в декабре. Никакой рекламы. Критики, киночиновники – ноль внимания. Тем и другим нравилось выискивать в фильмах социальный подтекст – олицетворение системы или международной политики СССР.

А в «Экипаже» второго дна нет. Мне просто понравилось смешивать жанры. Их там четыре, по числу главных героев, – ничего подобного прежде в советском кино никто не делал.

Критикам было скучно, оттого остались равнодушны, воспринимая как обычное «проходное» кино. Три дня фильм шел почти при пустых залах. И неожиданно, даже для меня, понравился – до такой степени, что сработало сарафанное радио и уже через неделю невозможно было достать билеты, гигантские очереди возле касс.

Впрочем, ничего удивительного – успех в творческой профессии невозможно предугадать или подсчитать. Можно уже постфактум проанализировать, почему то или иное кино зрители полюбили, а другое, наоборот, не приняли.

[:image:]

Вот, например, снятая несколько лет назад сказка «Щелкунчик» в режиссуре Андрея Кончаловского. Красочный фильм со спецэффектами, любопытный сюжет, достойные артисты. Казалось бы, что еще нужно? Но для зрителей лента не стала событием.

Почему? Думаю, все просто: врагами главного героя режиссер сделал фашиствующих крыс. Но у зрителей сказка ассоциируется с праздником, музыкой Чайковского – и не приглянулось Рождество с тяжелым социальным подтекстом. Можно ли это было предвидеть заранее? Не думаю.

С «Экипажем» у нас вышло иначе. Повторюсь: неожиданно для всех, в том числе и для меня самого. Хотя Лёня Филатов, например, не любил эту свою роль, считал поверхностной – ему нравились более трагические и глубокие образы.

С Лёней мы дружили до конца его дней. И каждый раз при нашей новой встрече меня охватывало отчаяние: он смолил сигареты, прикуривая буквально одну от другой, и запивал крепким черным кофе. Буквально сжигал себя. Но ему казалось, что поддерживает себя в тонусе.

[:image:]

Иногда стоит потоптаться на месте

– Скучаете по юности?

– Совсем нет. Наоборот, интересно наблюдать, как время движется вперед, и никогда не знаешь, что ждет. В этой неожиданности своя прелесть. Разве что ругаю себя порой: здесь опоздал, то не успел.

Раньше казалось, будто жизнь безгранична и свои лучшие картины еще успею снять. В результате – увы – не снял ни одного фильма по Чехову, а ведь мечтал. Не сделал продолжение ленты «Граница. Таежный роман». Надо было еще хотя бы серий 10 выпустить, о том, как герой спустя годы возвращается, богатый и успешный, и начинает мстить...

Когда у тебя такие артисты в кадре, как были у меня на «Границе...», надо все бросать и снимать их! Но тогда думалось: зачем топтаться на месте, когда столько идей в голове? Теперь понимаю: ошибался. Но назад пути нет.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика