Зампред комитета ГД по транспорту: Отставка Беседина? Личной вины нет - за всем не уследишь

Cледствие ищет виновных в крупнейшей за всю историю аварии в Московском метрополитене, а глава столичной подземки Иван Беседин отправляется в отставку. Ситуацию комментируют очевидцы и заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов

Фото: Пострадавший в аварии в московском метро // PhotoXpress

Пока следствие ищет виновных в крупнейшей за всю историю аварии в Московском метрополитене (так, 22 июля суд Москвы арестовал третьего фигуранта дела, директора по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолия Круглова, глава столичной подземки Иван Беседин отправляется в отставку.

Ситуацию комментируют очевидцы и заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов.

«Это напоминало фильм ужасов...»

– По этой ветке езжу постоянно, – рассказал нам москвич Максим Полежаев, находившийся во втором вагоне рокового поезда. – В тот день все было, как обычно. Зашел, увидел свободное место. Сел. В районе «Площади Революции» задремал. Очнулся от криков, грохота и от того, что обломок сиденья придавил мне ногу. Кругом – оглушительные стоны, искры и множество обломков. Ими почти целиком завалило женщину, которая сидела рядом со мной. Вагон деформировался прямо на глазах. Пол уходил куда-то вверх, сиденья переворачивались. Потом – гарь, искры, дым, люди в панике. Все это напоминало фильм ужасов...

Мужчины, по словам Максима, вели себя более организованно. Быстро сориентировались, проломили то ли дверь, то ли стену вагона – трудно было понять, что где. И те, кто мог самостоятельно передвигаться, стали выпрыгивать на пути. Потом долго шли в темноте по тоннелю.

– Несколько крепких мужчин несли на себе тех, кого тяжело ранило, – продолжает очевидец.

Смотрите фотогалерею Самые крупные трагедии в московском метро

Уже боялись

После трагедии некоторые пассажиры вдруг вспомнили, что неполадки на этом перегоне они стали замечать еще до трагедии. «Неделю назад ехал я по той самой ветке из центра, – написал в Facebook пользователь Артур Журавский. – Вагон… сильно трясло в поперечном направлении, стоял грохот, он изгибался в месте гармошки заметно глазу». По словам автора, он сообщил об этом сотруднику на станции – тот проигнорировал.

[:image:]

Москвич Сергей Молоствов написал в соцсетях, что сообщал о проблеме с путями между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» через форму обратной связи на сайте метрополитена. В ответ получил жизнерадостную отписку, что «путь содержится в соответствии с техническими нормами и допусками, отступлений в содержании стыков не выявлено, размеры стыковых зазоров соответствуют техническим нормам» и т.п. «С уважением Служба пути ГУП «Московский метрополитен».

Сергей Щетинин: За ликвидацию последствий ЧП на "Славянском бульваре" можно ставить "хорошо"

А вскоре после аварии СК назвал главных подозреваемых. Ими, по версии следствия, оказались дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. А причиной аварии – ж/д стрелка, которая была закреплена «обычной 3-мм проволокой». Были и другие версии, но «проволочная» рассматривается как основная.

– Версия про стрелку более состоятельна, чем про посторонний предмет на путях, – поделился машинист депо «Варшавское» Василий Шеляков. – Если, например, отвалилась бы штукатурка и попала на рельсы, таких последствий не было бы. А если выходит из строя подвагонное оборудование, то оно обеспечено системами безопасности. Опасные узлы всегда сажают на специальные предохранительные тросики, чтобы в случае поломки узел оставался на месте.

Однако, по мнению Шелякова, в версии со стрелкой не все так однозначно. Точки над «и» должно расставить следствие.

[:image:]

Безопасность метрополитена

– Пока рано делать выводы о причинах трагедии, – считает зам. председателя комитета ГД по транспорту Александр Старовойтов. – Но в версии с проволокой, которая сейчас рассматривается, налицо человеческий фактор. Люди не хотели добросовестно выполнять свою работу.

На просьбу дать общую оценку безопасности подземки г-н Старовойтов заявил, что она, как и любой другой вид транспорта, не может быть безопасной на 100%.

– Метро было и будет источником повышенной опасности, – продолжил депутат. – С ростом роли техники, которая может отказать, эта угроза возрастает, да и пресловутый человеческий фактор никто не отменял. И в результате мы получаем происшествия, в которых гибнут люди. Но Московский метрополитен, если судить по статистике ЧП, все равно остается более безопасным, чем любой другой метрополитен мира.

Независимые эксперты выдвинули свою версию причины ЧП в метро

По словам депутата, все станции оборудованы системами безопасности, которые помогают предотвратить как террористическую, так и техногенную угрозу. Также имеется система оповещения при авариях.

– И она работает, – говорит Старовойтов. – Все службы сработали четко и быстро – реакция МЧС и медиков была моментальной. Если бы не их работа, последствия могли бы быть значительно более тяжелыми.

[:image:]

Однако, по мнению парламентария, ЧП, случившиеся в подземке за последние годы, все-таки говорят о необходимости пересмотра системы контроля безопасности.

– Большинство аварий были техногенными, – констатирует он. – Многие станции закладывались в 30-х годах прошлого века. Фактор усталости металла тоже имеет место. Да, меняются рельсы, меняется старая проводка, но тут многое зависит от людей. Насколько качественные материалы закупаются, насколько добросовестно проводятся работы по замене оборудования? Там, где речь идет еще и о деньгах, каждый норовит что-нибудь себе урвать, и на всех этапах – от закупки до работ по установке – уровень безопасности теряет свои проценты. Здесь тоже необходимо усилить контроль.

Лолита Милявская: То, что показывают о метро по ТВ – полная фигня, все страшно и катастрофично

В связи с трагедией неоднократно высказывались мнения о том, что руководство столичного метрополитена должно после случившегося подать в отставку, что в итоге и случилось 22 июля.

– Если бы я был начальником метро, наверное, я бы так и сделал, – поделился Старовойтов. – Хотя личной вины в произошедшем нет – за каждым уследить невозможно. Но у меня было бы осознание того, что я не смог на должном уровне организовать контроль над ситуацией. Руководство сейчас должно над этим задуматься. И если не сам Беседин, то те заместители, на которых лежит ответственность за технический контроль, за безопасность путей – это минимум, кто сейчас должен положить заявление на стол.

[:image:]

/официально

Сразу после аварии мэр Москвы Сергей Собянин распорядился о проведении независимого от метрополитена расследования случившегося, сообщила пресс-служба мэра. Это расследование будет проведено комиссией правительства Москвы по предупреждению чрезвычайных ситуаций. «После тщательного расследования последуют не только увольнения, но и уголовные дела против тех, кто виноват в этой трагедии», – подчеркнул мэр.

Сообщалось также, что семье каждого погибшего будет выплачено по три миллиона рублей – миллион от правительства Москвы и два миллиона от метрополитена; пострадавшие получат до 500 тысяч рублей от правительства и до миллиона от метрополитена – в зависимости от тяжести травм.

[:image:]

Крупнейшие аварии в метро

Самая первая авария произошла в парижском метро в 1902 г.

Тогда в деревянных вагонах сгорели 80 человек.

В 1975 г. крушение электропоезда лондонской подземки в тоннеле у станции «Мургейт» стало причиной гибели 43 человек. 12 лет спустя в Лондоне при пожаре эскалатора заживо сгорели 31 человек.

17 февраля 1982 г. в московском метро на станции «Авиамоторная» произошло обрушение эскалатора. Точное количество жертв – 8 погибших и 30 раненых – было оглашено только 9 месяцев спустя на заседании Верховного суда РСФСР.

28 октября 1995 г. в Баку за считаные минуты на перегоне между станциями «Улдуз» и «Нариманов» в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика