Как не стать жертвой обмана специальных акций ресторанов

Бесплатный сыр бывает не только в мышеловке, но и «в нашем ресторане в этом месяце и специально для вас». Какими только скидками и предложениями не заманивают клиентов к себе разномастные точки общепита

Фото: Женщина смотрит чек // Shutterstock

Бесплатный сыр бывает не только в мышеловке, но и «в нашем ресторане в этом месяце и специально для вас». Какими только скидками и предложениями не заманивают клиентов к себе разномастные точки общепита! Иногда и правда удается немного сэкономить. К сожалению, не всегда.

«Мы изменили правила»

Захожу как-то по дороге с работы поужинать в недорогое кафе домашней кухни и глазам не верю: мне предлагают «второе в подарок»! В акции участвуют все блюда от 99 рублей – индейка в можжевеловом соусе, мясо по-французски, шашлык из чего угодно и так далее. Оплатив одну порцию горячего, вторую такую же или дешевле клиент получает бесплатно. И это целый месяц!

Первые две недели так все и было: мы с мужем заказывали по две порции самого дорогого блюда – каре барашка за 349,5 рублей, а платили, как за одну. Правда, мангальщик и кассир, запомнившие нас в лицо, глядели грустно, но это не противозаконно. В середине месяца баранина вдруг закончилась. «У нас сегодня не было завоза. Когда будет, не знаем», – сказали нам. Тогда мы перешли на шашлык из курицы. Пока однажды не услышали:

– Ой, вы знаете, я вам два по цене одного не пробью. Мы изменили правила. Теперь в подарок даем только куриную или мясную котлету.

Кто-то из стоявших в очереди за нами пожал плечами и ушел, другие решили не портить себе вечер и оплатили все, что собирались съесть.

– А надо было бороться за свои права, – объяснила Мария Свиридова, юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». – Акции обратной силы не имеют. Если кафе что-то объявило, надо соблюдать условия до последнего дня, пусть даже оно и несет потери. Иногда в условиях прописывают, что такая-то еда по спецпредложению предлагается, пока не кончится в ресторане, но тут ничего подобного указано не было.

[:image:]

По совету юриста я зашла в другое кафе той же сети – там история повторилась. После ужина я взяла чек, который показывает, что в подарок мне ничего не пробивали, и позвонила в администрацию сети кафе. Меня долго переключали с одного номера на другой, и в конце концов молодой человек, представившийся менеджером, сказал, что такого быть не может – акция действует. А если я чего-то не получила, то, видимо, сама не захотела.

Наш совет. Если кафе отказывается выполнять то, что обещано в листовках или на сайте, обращайтесь в Роспотребнадзор или прокуратуру – позвоните или напишите заявление. За нарушение условий своих же акций кафе могут оштрафовать или лишить лицензии.

«И ешь сколько влезет»

К прокурору я не пошла – поленилась. Чтобы забыть о неприятном опыте, мы с мужем выбрались в ресторан бразильской кухни в центре столицы. За 1000 рублей с человека там обещали устроить настоящее «родизио». Так в Бразилии называют шведский стол: заплати один раз и ешь сколько хочешь. Причем заверили по телефону: нас ждет настоящий мясной пир – официанты будут приносить нам за столик семь видов жареного мяса по очереди, а понравившееся потом можно заказывать неограниченно и бесплатно. Хоть до утра. Мы пришли ровно в 19:00, как и полагалось.

– Мясо еще жарится, – сообщила официантка. – Поешьте пока салатики, они ведь тоже включены в стоимость.

В углу зала стояла телега с разносолами. От нечего делать мы взяли всего понемногу. Салаты были «тяжелыми» – с картошкой и майонезом либо из кислых фруктов, которых много не съешь. Когда через два часа наконец стали подавать мясо, в нас уже ничего не лезло. Попробовали мы всего по три кусочка.

На следующий вечер мы решили попытать счастья в итальянском ресторане и отправились на «неограниченное ризотто», заплатив всего по 500 рублей. Но больше одной тарелки в нас опять не влезло. Ну а сколько риса, даже самого вкусного, можно съесть за один раз? Через неделю попробовали с пиццей: в соседнем кафе за 450 рублей можно было съесть любое количество пицц одного вида. Но больше двух тоже не осилили.

[:image:]

Собственно, так и было задумано. «Неограниченное» в понимании голодного клиента на деле лимитирует его собственный организм. Или точка общепита с помощью нехитрой уловки с закусками.

Наш совет. Рассчитывайте свои силы. Сопоставляйте цену и реальное количество продукта, которое можете съесть за раз. Если съели меньше – значит, переплатили ресторану. Объелись – окупили расходы, но нанесли вред здоровью. Подобные акции хороши разве что для организации праздника, но в праздники они, как правило, не проводятся.

Борщ бывает разный

Переварив это нехитрое правило, я на время решила воздержаться от походов по ресторанам, но друзья позвали в ирландский паб. Паб как паб, никаких специальных заманух для клиентов, разве что в меню традиционный «суп дня» по 70 рублей. В ту пятницу им оказался борщ, который и так всегда есть в наличии (правда, по 100 рублей). Его заказали сразу двое из нашей компании, только один сказал официанту: «Дайте мне «суп дня», а другой: «Принесите, пожалуйста, борщ». Казалось бы, никакой разницы, да? Но она была. Тому, кто заказал «суп дня», борщ принесли по цене со скидкой (это мы выяснили позже, проверив чек), но как будто постный, без мяса. А тому, кто заказывал борщ, мяса положили прилично, однако и заплатил он обычную цену.

Друзья мои не столько выпили, чтобы закрыть глаза на это недоразумение, поэтому попросили объяснений. Оказалось, в этом пабе такое правило: если борщ становится «супом дня», то он превращается в постный (такие чудеса!), а если посетитель заказывает обычное блюдо, значит, он хочет с мясом, но по стандартной цене. Поразившись смекалке владельца, мы спорить не стали, но с тех пор по пятницам туда ни ногой. Да и в другие дни тоже.

Наш совет. Как объяснила юрист Мария Свиридова, ресторан вполне может так поступать, если предупредил об изменении состава блюда хотя бы мелким шрифтом в меню. Если пояснений нет, тогда из «блюд дня» (даже самых дешевых) ингредиенты (даже самые дорогие) убирать нельзя, как и уменьшать порцию. Кафе должно соблюдать и другое правило: если какое-то блюдо в этот день должно продаваться по спеццене, то по обычной цене его отпускать не имеют права. 

[:image:]

Как уйти из ресторана стым и довольным?

1. Семь раз проверь – один раз оплати. Перед тем как купить или заказать что-то по акции, убедитесь, что вы всё о ней знаете. Обычно всё самое интересное пишут на обороте листовки или мелким шрифтом.

2. Только бумага имеет силу. Если написано на листовке, допустим, что при покупке двух сэндвичей любой третий вы получаете в подарок, то это значит, что вы получаете именно любой. А не только стандартный или какой там за вас выберет кассир.

3. Листовки не горят. Иными словами, любой флайер, если, конечно, на нем нет «срока годности», действует, пока его не использовали. Как-то одно кафе, празднуя открытие, раздавало листовки на бесплатный десерт при покупке чего-нибудь. Десерты выдавали только в день открытия, а флайеры – еще месяц спустя. Хозяин кафе уверял, что они уже ничего не значат, а раздают их, так как «отпечатали, жалко, да и адрес наш на них написан». Тем не менее десерт по ним обязаны выдать хоть через 10 лет, пока работает кафе.

4. Вся реклама – снаружи. Не стесняйтесь спрашивать барменов и обслуживающий персонал, что интересного есть сегодня в спецпредложениях. Большинство акций рассчитано на людей с улицы – тех, кто придет в заведение, если узнает о выгодной акции. А постоянные клиенты могут о ней и не догадываться, так как внутри информации никакой. По идее до вас должны донести все сведения в полном объеме, но на деле официанту приходится порой устраивать допрос с пристрастием.

5. Вечером дешевле не просто так. Очень популярная акция – еда навынос с большой скидкой за час до закрытия ресторана. Вам действительно продадут все, что осталось за день, за полцены. Но смотрите в оба – берите только то, в чем не сомневаетесь. Возможно, от салата с майонезом хотят поскорее избавиться – с вашей помощью.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика