Харьков: уныние и напряг на пороге гражданской войны
На улицах Харькова сейчас царят уныние и напряг. Люди, оказавшись на пороге гражданской войны, злобно ропщут на новую власть. Уже никто не видит особого различия между левыми и правыми, оппозицией и властью

На улицах Харькова сейчас царят уныние и напряг. Люди, оказавшись на пороге гражданской войны, злобно ропщут на новую власть. Уже никто не видит особого различия между левыми и правыми, оппозицией и властью, окончательно стерлась грань между «своими» и «ихними». Да остались ли они вообще, эти «свои»?
Для простого люда все украинские политики стали сейчас чужими. При этом большинство «электората» даже представления не имеет, за кого голосовать на выборах 25 мая, если таковые, конечно, состоятся. Видимо, опять придется выбирать лучших из худших, ибо ничего другого нет и, похоже, не предвидится.
В то же время все без исключения украинские СМИ тотально накрыл пафос патриотического угара. В один момент они вдруг стали такими супернационалистическими, что бороться за Украину призывают уже не только ведущие новостей, но даже реклама пива. Мнения, альтернативного официальному, уже не существует в природе.
Видимо, чтобы чуть сбросить накопившуюся психологическую усталость, в субботу в Харькове устроили небольшое перемирие и помпезно провели на улицах города самый массовый украинский марафон с участием 10 тысяч бегунов. Однако в хмурое Вербное воскресенье противостояние вспыхнуло с новой силой. Несмотря на запреты суда, в центре города одновременно состоялось два митинга. Мне удалось побывать на обоих и пообщаться с демонстрантами.
[:image:]
«Восток - к чертовой матери»
В воскресенье, 13 апреля, к памятнику Шевченко привычно подтянулись сторонники унитарной Украины - около трехсот человек. Могло бы быть побольше, но ночью на границе Полтавской и Харьковской областей милиционеры тормознули «автопоезд дружбы» с членами «Правого сектора», ехавшими сюда на подмогу.
В руках митингующих национальные флаги, вымпелы ВО «Свобода», а также плакаты: «Донецк и Луганск, мы вместе!» После традиционных гимна и молитвы митинг продолжается в режиме свободного микрофона, а я пока интересуюсь мнением рядом стоящих ребят о нынешних передрягах на Украине.
- Единство - это хорошо, конечно, но если честно, я уже согласен, чтобы восточные области отсоединились к чертовой матери, - в сердцах признается Слава Савельев. - Не могу больше видеть на улицах эти дебильные беззубые рожи, ждущие пришествия Путина, который заберет их к себе. Пусть уходят, а я посмотрю, как московские парни отожмут предприятия у Ахметова и ему подобных вассалов. Как Москва будет дотировать убыточные шахты, как будут платить пенсии и зарплаты. Жаль, но восток никогда не понимал нормальных слов, только силу и жесткость.
- А мне кажется, что не надо силой освобождать захваченные админздания, пусть сепаратисты посидят там месяца три, как мы стояли на майданах, - встревает в разговор Андрей, парень с огромным украинским флагом. - Уверен, что дольше двух недель они не вытерпят и выползут оттуда, как суслики из норы. Менты ведь у нас мастера только шпану ловить, да тех, кто пиво в парке хлещет, а СБУ умеет разве что игровые автоматы крышевать. И олигархам не нужна новая власть, им надо ценой людских жизней удержать под контролем свои вотчины с безмозглыми рабами, готовыми пахать от зари до зари за миску риса и ковшик бражки.
- Ладно, предположим, у нас на востоке все уладится и сепаратистов разгонят, - продолжает мысль Вячеслав, - но ведь в людях-то ничего не изменится! Им становится дурно, когда звучит гимн, они не могут без злости смотреть на трезубец и флаг. Как с этим народом строить европейское государство, если они привыкли питаться с чужого огорода и жрать объедки с барского стола! ..
[:image:]
Нет такого слова - «сепаратор»
На пророссийский митинг в тот же день, 13-го, у памятника Ленину народу собралось гораздо больше - около трех тысяч человек. Многие мирные демонстранты прихватили с собой железные пруты и бейсбольные биты, а лица скрыли под банданами и масками. Сформировав колонны, митингующие маршем двинулись к зданию мэрии. Я примкнул к одной из колонн (точно не пятой!) И по ходу попытался разговорить свою соседку. Убедившись, что я не из украинской прессы, женщина живо заговорила о наболевшем:
- Мне вот никто из майдановцев не может толком объяснить, почему мнение десятка тысяч людей на их Майдане - это «воля народа и единственный источник власти в стране», а мнение миллионов жителей юго-востока - это уже предательство и сепаратизм?! Зато нас они от души горазды попрекать двойными стандартами!
- Теперь вдруг оказалось, что против мирных демонстрантов таки можно применять и спецназ, и ВВ, а лидеров гражданских протестов очень даже запросто можно арестовывать, - поддержала ее подруга. - Когда дело коснулось востока, оказалось, что захват административных зданий у нас все же карается по закону, а избранные на Майдане губернаторы таки не считаются законно избранными! Интересно, а Европа начнет требовать немедленно освободить всех наших ребят, арестованных за захват ОГА? Они ведь - политзаключенные?!
Еще на всякий случай мне сообщили, что на востоке Украины больше нет слова «сепаратор», теперь этот прибор следует называть «федератор».
[:image:]
Побоище на площади Свободы
Тем временем наша колонна как раз показалась на Сумской улице, где и попала в поле зрения майдановского митинга. Там дружно заорали: «Слава Украине!», тут же получив в ответ троекратное: «Фашисты!» Невесть откуда прилетела петарда, затем другая, и шествие перестало быть мирным. Превосходящие числом пророссийские активисты ринулись «наказывать» майдановцев, кучками кинувшихся врассыпную. Кто-то успел укрыться в кафе, кто-то заскочил в метро. Тех же, кто замешкался, отлавливали и били толпой. На площади Свободы завыли сирены скорых. К слову, мне за ведение съемки тоже чуть не перепало на орехи - активисты в масках отобрали и повредили камеру. От более жесткой расправы меня спасло лишь удостоверение российского СМИ. Как потом рассказали волонтеры Красного Креста, всего от побоев пострадали 15 человек, среди которых и милиционер, контуженный светошумовой гранатой.
Чуть позже стало известно, что установлен некий паритет: примерно в это же время в Запорожье активисты «Правого сектора» поставили на колени и жестоко избили кучку безоружных пророссийских демонстрантов. В итоге семь человек оказались в больнице с разбитыми головами.
Сразу вспомнилось, что 10 лет назад, когда во время первого Майдана Украина разделилась на «оранжевых» и «синих», на этой почве тоже было много ссор и конфликтов. Сейчас, как видим, все вернулось на круги своя, только в гораздо более жесткой форме.