Новости дня

14 декабря, четверг













































В претензии ФАС к авиакомпаниям больше популизма, чем логики


Челябинское управление ФАС вознамерилось снизить цену на авиабилеты по маршруту Челябинск-Москва и обратно. Чтобы выяснить, сколько же должен стоить перелет из уральской глубинки в столицу, УФАС проводит на своем сайте соцопрос. Такие действия либо являются обычным популизмом, либо свидетельствуют о непонимании авиационной специфики, уверены эксперты.

Бороться за снижение цен на авиаперевозки сейчас в антимонопольном ведомстве модно. Например, руководитель ФАС Игорь Артемьев ради этого недавно собрался уничтожить существующую систему бронирования авиабилетов, применяемую наряду с Россией в Европе и Америке.«Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система, а мы должны сделать свою — и сделать лучше», - заявил глава ведомства.

По всей вероятности, в этом же ключе решило действовать и Челябинское УФАС. Добиваться снижения цен там решили, обвинив сразу четырех авиаперевозчиков в картельном сговоре. «Авиакомпании подозреваются антимонопольным органом в повышении и поддержании цены на услуги регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Челябинск-Москва», «Москва-Челябинск», - говорится на официальном сайте Челябинской УФАС.

«Скорее всего, перевозки по этим направлениям просто нерентабельны, и авиакомпании пытаются покрыть свои расходы на обслуживание, - объясняет ситуацию аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. - Понятно, что потребителю нужны дешевые билеты, но мало кто задумывается, из чего складывается их стоимость. А ведь авиакомпании нужно не только платить зарплату и тратиться на горючее, но содержать борта, платить за стоянку в аэропорту и т.д. и т.п. Так что тут не сговор, а просто попытка выйти «в ноль».

Однако УФАС убеждено, что назначать цену билетов должны сами пассажиры. Не беда, что они далеки от специфической экономики авиаперевозчиков – ведомство уверено, что им в любом случае виднее. Поэтому на своем сайте оно разместило анкету, предлагающую, например, указать «экономически обоснованную» цену билетов эконом и бизнес-классов. Откуда у пассажиров возьмутся необходимые для экономического анализа знания, антимонопольщиков не интересует.

Понятно, что население выскажется за резкое снижение, если не обнуление, тарифов – ведь «кухня» операционных, аэропортовых, топливных и других расходов авиакомпаний остается для них тайной за семью печатями. К реальной экономике эти благопожелания будут иметь самое отдаленное отношение, зато УФАС получит «объективные» и «демократические» данные.

Популизмом называет эти действия антимонопольщиков замглавы ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. «Уже не первый раз ФАС таким образом трактует цены на билет. Это свидетельствует о том, что в регулятивных органах не выработано серьезного подхода к авиации, как к отрасли. ФАС не понимает тарифной политики авиакомпании и уверена, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты, - говорит эксперт. - У авиакомпаний есть экономика, которая диктует вместе со спросом тот или иной тариф на том или ином направлении. Это зависит от очень многих факторов, но ФАС в это вникать почему-то не хочет - она просто смотрит на конечный тариф и ратует за его снижение».

К сожалению, «народное голосование» по ценам на авиабилеты - далеко не единственная экстравагантная инициатива Челябинской УФАС. Раньше антимонопольщики уже интересовались мнением населения о ценах на маршрутки и особенности упаковки шашлыков. Складывается даже впечатление, что соцопросы постепенно становятся важнейшей составляющей их работы. Правда, остается непонятным, кто же, в таком случае, будет заниматься действительно антимонопольной работой и создавать условия для роста челябинского бизнеса?

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания